Какой стороной ставить диск сцепления, чтобы обеспечить правильную работу трансмиссии?

Сцепление - важнейший элемент трансмиссии, от работы которого зависит плавность хода и ресурс всего автомобиля. Неправильная установка диска приводит к поломкам и дорогому ремонту. Давайте разберемся, как же правильно поставить диск сцепления.

Назначение и принцип работы сцепления

Сцепление предназначено для плавного соединения коленчатого вала двигателя с коробкой передач. Благодаря сцеплению обеспечивается плавное трогание автомобиля с места, переключение передач без рывков и защита трансмиссии от перегрузок.

По конструкции сцепление состоит из ведомого диска, соединенного с коленвалом двигателя, нажимного диска на ступице, нажимной пружины и кожуха сцепления, соединенного с первичным валом коробки передач. При нажатии на педаль механизм выключения сцепления отводит нажимной диск от ведомого диска, размыкая таким образом цепь передачи вращения от двигателя к трансмиссии.

При неправильной установке диска сцепления нарушается нормальный ход механизма выключения, что ведет к постоянному проскальзыванию дисков, их перегреву и ускоренному износу. В итоге снижается ресурс не только самого сцепления, но и других деталей трансмиссии - шестерен коробки передач, подшипников распредвала и так далее.

Поэтому очень важно правильно установить диск при замене изношенного сцепления. Рассмотрим подробней, как это сделать.

Сборка механизма выключения сцепления

Прежде чем какой стороной ставить диск сцепления, необходимо подготовить все необходимое для демонтажа старого и установки нового диска.

Инструменты и материалы

  • Набор торцевых гаечных ключей
  • Отвертки плоские и крестовые
  • Молоток
  • Напильник
  • Набор щупов
  • Набор прокладок регулировочных
  • Нитроэмаль или краска
  • Ветошь и уайт-спирит
  • Новый диск сцепления
  • Комплект крепежа (болты, шайбы)

Помимо инструментов понадобится подъемник или эстакада для доступа к двигателю снизу без необходимости полностью выкатывать трансмиссию.

Работа над трансмиссией автомобиля

Демонтаж старого диска сцепления

Перед демонтажом старого диска необходимо:

  1. Ослабить болты крепления корзины сцепления и отсоединить все тяги и рычаги от механизма выключения сцепления.
  2. Установить под колеса противооткатные упоры.
  3. Снять кожух сцепления, открутив болты его крепления к маховику.
  4. Извлечь нажимной диск в сборе с подшипником и нажимной пружиной. Обязательно следует отметить положение старого диска относительно маховика.

Какой стороной ставить диск сцепления ВАЗ 2109 - тоже стоит уточнить на момент демонтажа, чтобы избежать ошибок в дальнейшем.

После извлечения изношенного диска сцепления нужно внимательно осмотреть состояние сопрягаемых поверхностей маховика и корзины на наличие задиров, рисок, неравномерного износа.

Осмотр сопрягаемых деталей

После извлечения изношенного диска сцепления нужно внимательно осмотреть состояние сопрягаемых поверхностей маховика и корзины на наличие задиров, рисок, неравномерного износа.

Рекомендации по замене изношенных деталей

При выявлении дефектов на рабочих поверхностях маховика или корзины их также необходимо заменить или проточить. Иначе новый диск быстро придет в негодность. Также рекомендуется установить новый подшипник выключения сцепления.

Маркировка положения старого диска

Перед установкой нового диска очень важно правильно определить, какой стороной его ставить - к маховику или корзине. Для этого на поверхностях маховика и корзины делаются метки маркером или краской, соответствующие положению старого диска.

Существует несколько способов определить, какой стороной ставить диск сцепления.

По маркировке на диске

На некоторых дисках производителем наносятся надписи, указывающие правильное положение установки:

  • GEARBOX SIDE - сторона коробки передач
  • FLYWHEEL SIDE - сторона маховика

Опытным путем

Можно приложить диск поочередно разными сторонами к маховику и корзине и посмотреть, какая сторона лучше и плотнее прилегает к поверхностям. Но этот способ не всегда точный.

По конструкции сцепления

Самый надежный способ - определить правильное положение диска по особенностям конструкции сцепления:

  • Со стороны коробки передач диск плотно прилегает к корзине, а ступица больше выступает.
  • Со стороны маховика пружины выступают примерно на 25% меньше, чем со стороны КПП.
  • В корзине есть специальный вырез под корпус пружин демпфера.

Учитывая эти особенности, всегда можно правильно определить, какой стороной следует устанавливать новый диск сцепления.

Порядок установки нового диска

После того, как определено нужное положение, можно приступать к установке нового диска сцепления:

  1. Очистить сопрягаемые поверхности от загрязнений.
  2. Установить диск в правильном положении, совместив метки на маховике и корзине.
  3. Закрепить диск болтами, постепенно затягивая их крест-накрест.

Далее нужно отрегулировать величину хода и усилие привода выключения сцепления с помощью регулировочных прокладок или винтовых механизмов.

После установки следует провести обкатку, плавно трогаясь и включая первую передачу на 10-15 минут в движении для приработки диска.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество