В последние годы рынок автомобилей в России переживает масштабные изменения, в числе которых – активное развитие параллельного импорта. Этот механизм позволяет ввозить машины без прямого согласия производителя, что стало востребованным решением в условиях санкционного давления и ограничений на поставки. Однако 2025 год может стать для параллельного импорта переломным из-за множества факторов, включая рост курсов валют, усиление налогового давления и изменения в законодательной базе. Разберем, чего ожидать от этой сферы в наступившем году.
Рост стоимости автомобилей через параллельный импорт
Уже в 2024 году стоимость машин, ввезенных по схеме параллельного импорта, значительно выросла. Основной причиной стало удорожание утильсбора и рост курсов валют, в первую очередь доллара и юаня. Введение ужесточенных правил ввоза автомобилей через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также сыграло свою роль. Импортерам пришлось отказаться от схем с льготным налогообложением и начать платить стандартные сборы.
В 2025 году эта тенденция продолжится. По прогнозам, стоимость автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, может увеличиться еще на 10–15%. Основными драйверами станут:
- Продолжающийся рост утильсбора. С 1 января 2025 года ставки будут увеличены на 10–20%, а ежегодная индексация продлится до 2030 года.
- Укрепление курса юаня и доллара, что непосредственно влияет на себестоимость автомобилей.
- Увеличение акцизов и таможенных пошлин на транспортные средства.
Снижение объемов поставок
Если в начале 2024 года доля параллельного импорта составляла около 13% от общего числа зарегистрированных новых автомобилей, то к концу года этот показатель заметно снизился. В первую очередь это связано с изменением правил ввоза через страны ЕАЭС и повышением налогового бремени.
В 2025 году можно ожидать дальнейшего снижения объемов поставок параллельного импорта. Это обусловлено несколькими причинами:
- Власти продолжают закрывать лазейки, ранее использовавшиеся импортерами для снижения затрат. Например, введено обязательное доначисление разницы в НДС, акцизах и таможенных пошлинах для автомобилей, ввезенных через ЕАЭС.
- В рамках политики импортозамещения правительство планирует сокращать список брендов, разрешенных для параллельного ввоза, по мере появления отечественных аналогов.
- Увеличение сборов и налогов делает параллельный импорт менее выгодным как для покупателей, так и для продавцов.
Перспективы параллельного импорта в условиях конкуренции
Несмотря на усложнение условий, параллельный импорт остается важной частью российского авторынка. На фоне недостаточного предложения официальных автомобилей и ограниченного ассортимента многие покупатели выбирают машины, ввезенные по альтернативным схемам.
Однако в 2025 году конкуренция между "серым" и "официальным" импортом усилится. Китайские автопроизводители, активно закрепившиеся на российском рынке, продолжают наращивать объемы поставок. Они могут предлагать конкурентные цены за счет производственных масштабов и гибкой ценовой политики. Кроме того, усиление позиций отечественных производителей и рост их доли на рынке может дополнительно снизить привлекательность параллельного импорта.
Тем не менее, определенные категории автомобилей, такие как премиальные модели и электрокары, останутся востребованными среди клиентов, поскольку официальные поставки этих категорий либо ограничены, либо отсутствуют.
Заключение
2025 год принесет новые вызовы для параллельного импорта автомобилей. Усиление контроля, рост налогового бремени и укрепление позиций официальных поставщиков заставят участников рынка адаптироваться к новым реалиям. Покупателям стоит ожидать повышения цен на такие машины и сокращения их ассортимента. Однако параллельный импорт, несмотря на трудности, сохранит свою роль, оставаясь одним из инструментов удовлетворения спроса на автомобили в условиях ограниченного предложения.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание