Расход метана на 100 км. Выгодно ли ездить на метане?

В последние годы газобаллонное оборудование набирает популярность среди автовладельцев. Давайте разберемся, насколько выгоден метан, каков реальный расход газа на автомобиле и стоит ли переоборудовать машину.

Технические аспекты использования метана на авто

Существует два основных вида газового топлива для автомобилей - метан и пропан-бутан. Метан - это природный газ, который в сжатом виде хранится в баллонах под высоким давлением (200-250 атмосфер). Он легче воздуха. Пропан же добывается при переработке нефти и продается в сжиженном виде, его плотность выше, чем у воздуха.

По сравнению с пропаном, расход метана по отношению к бензину меньше на 10%. То есть если расход бензина на вашем автомобиле составляет 10 литров на 100 км, то расход метана будет около 9 кубометров на этом же расстоянии. Для пропана же коэффициент составляет 1,15, такой же расход бензина в 10 литров на 100 км даст уже 11,5 литров пропана.

Если расход бензина у машины составляет 10 л «девяносто пятого» бензина на 100 км. В год вы проезжаете 20 тысяч км. Получается, что за год на топливо вы потратите 104 тысячи рублей. На метане за тот же период вы потратите 36 тысяч рублей. Экономия за год — 68 тысяч рублей.

Газовое оборудование включает в себя несколько основных элементов:

  • Газовый баллон для хранения топлива
  • Редуктор для понижения давления газа
  • Топливопроводы для подачи газа в двигатель
  • Электронный блок управления для переключения между бензином и газом

Также в комплект часто входит дополнительная емкость с бензином для запуска двигателя.

Заправочная колонка на заправке в морозное утро.

Какие автомобили можно перевести на метан

Газовое оборудование можно установить на большинство легковых автомобилей и микроавтобусов. Определяющим фактором является наличие свободного пространства для размещения газового баллона объемом 42-80 литров.

На расход метана влияет тип двигателя - чем больше рабочий объем и цилиндров, тем выше будет потребление. Поэтому выгоднее использовать газ на автомобилях с рабочим объемом 1,6-2,5 литра.

Популярные модели для перевода на газ:

  • Lada (Granta, Kalina, Priora, Vesta)
  • ВАЗ 2108-2109-21099
  • Газель

На ГАЗели в среднем расход метана на 100 км составляет около 11 кубометров.

Особенности вождения авто на метане

Главное отличие при эксплуатации автомобиля на газе заключается в том, что двигатель всегда запускается на бензине. Лишь после прогрева до рабочей температуры водителю необходимо переключить подачу топлива на газ.

Переход с газа обратно на бензин может потребоваться в следующих ситуациях:

  1. На полном газу двигатель не развивает максимальных оборотов
  2. На обгонах требуется дополнительная мощность
  3. В особо холодную погоду при низких температурах наружного воздуха

Экономичный стиль вождения на газе предполагает плавные разгоны, отсутствие резких ускорений и торможений. Оптимальная скорость на трассе - 90-110 км/час.

Расход газа на 100 км - реальный пример

Для определения реального расхода метана был проведен тест-драйв автомобиля Lada Largus на дистанции 3000 км по маршруту Тольятти - Смоленск - Тольятти. Автомобиль с газобаллонным оборудованием был максимально загружен багажом общим весом 550 кг.

Модель автомобиля Lada Largus CNG 2020 г.
Общий пробег 3000 км
Средний расход метана 11,5 м3/100 км
Расход бензина 9 л/100 км
Макс. пробег без дозаправки 950 км

Из теста видно, что реальный расход метана на полностью загруженном Largus составляет чуть более 11 кубометров на 100 километров. Это около 10% экономии по сравнению с бензином при равных условиях.

Газ или бензин: стоимость 1 км пути

Для выявления экономической эффективности езды на метане сравним стоимость 1 км пробега на разных видах топлива:

  • Средняя цена бензина АИ-95: 52 руб/литр
  • Стоимость метана: 21 руб/куб.м

Исходя из тестового расхода метана 11,5 м3/100 км получаем, что 1 километр на метане для Largus стоит 21 * 0,115 = 2,42 рубля.

Для бензина средняя цена 1 км составит 52 * 0,09 = 4,68 руб/км.

Таким образом, экономия составит 2,26 руб/км или 48% от стоимости бензина. При пробеге в 20 000 км в год разница в затратах на топливо составит 45 200 рублей в пользу метана.

В среднем разница составляет 10%, но актуально это только для пропана. Для метана же, наоборот, среднее значение расхода снизится на 10% по сравнению с бензином.

Как перевести автомобиль на газ: пошаговая инструкция

Для установки газобаллонного оборудования необходимо:

  1. Выбрать компанию, которая профессионально занимается переоборудованием автомобилей на газ
  2. Специалисты помогут определиться с моделью ГБО и местом для установки газового баллона
  3. Получить необходимый пакет разрешительных документов для переоборудования
  4. Провести работы по монтажу оборудования непосредственно в сервисном центре
  5. Пройти технический осмотр и зарегистрировать ГБО в ГИБДД

При выборе компании важно обращать внимание на наличие лицензий, опыт работы с различными моделями автомобилей. Качество установки напрямую влияет на дальнейшую безопасную эксплуатацию транспортного средства.

Инфраструктура газовых заправок в России

По данным открытых источников, в России работают порядка 500 заправок метаном. Их количество постоянно растет: только за первую половину 2019 года было запущено около 20 новых станций.

Лидерами по количеству АГНКС являются Краснодарский край, Татарстан, Башкирия. Меньше всего заправок газом в центральной России и на Дальнем Востоке.

Транспортная развязка в городе на закате.

Безопасность эксплуатации автомобилей на газе

Существует ряд мифов о повышенной опасности использования газобаллонного оборудования. На самом деле при соблюдении всех правил и прохождении регулярного технического обслуживания вероятность инцидентов сводится к минимуму.

Основные рекомендации по безопасности:

  • Раз в год проводить диагностику ГБО и проверку герметичности
  • Использовать только качественные детали от проверенных производителей
  • Не превышать срок службы газового оборудования, указанный производителем

Норма расхода метана на автомобилях различных марок

Марка автомобиля Средний расход метана
ВАЗ 2105 8,5 м3/100 км
ВАЗ 2114 10 м3/100 км
ГАЗ 31105 11 м3/100 км

Как видно из таблицы, норма расхода метана зависит от рабочего объема двигателя и мощности автомобиля. Экономичнее всего газ расходуют компактные легковушки.

Выгодно ездить на газе: отзывы автовладельцев

Многие автолюбители, установившие у себя газовое оборудование, отмечают существенную экономию средств на топливе. Некоторые отзывы владельцев машин на метане:

За год эксплуатации ВАЗ 2105 на метане я сэкономил почти 50 000 рублей на бензине. Установка окупилась за 10 месяцев.
Комфортно ездить на газе, нет проблем с запуском в морозы. Но выбор заправок пока невелик, приходится прокладывать маршруты с учетом их местоположения.

Перспективы использования метана на транспорте

Газомоторное топливо обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными видами топлива для автотранспорта:

  • Более низкая стоимость
  • Меньшее количество вредных выбросов
  • Высокие эксплуатационные характеристики

В связи с этим государство оказывает поддержку развитию газомоторной отрасли в виде субсидирования затрат как автовладельцев, так и предприятий.

Госпрограмма субсидирования установки ГБО

Согласно данным Минэнерго, в рамках госпрограммы субсидируется до 40% затрат на переоборудование легкового автомобиля на газ, но не более 48 тыс. рублей.

Условия получения субсидии:

  • Автомобилю не более 15 лет
  • Машина произведена в России
  • Регион входит в программу субсидирования

Перевод коммерческого транспорта на газ

Наиболее актуально использование метана для коммерческого транспорта - такси, маршрутных такси, грузовиков. У таких автомобилей большие пробеги, соответственно, выше и экономический эффект.

К примеру, в Москве уже около 3000 такси работают на газе. Доля газомоторного транспорта в столице планируется довести до 50% в ближайшие годы.

Перспективы развития заправочной инфраструктуры

Ключевым фактором, сдерживающим повсеместный переход автотранспорта на газомоторное топливо, остается недостаточно развитая сеть заправок.

Однако и здесь наблюдается положительная динамика. Если темпы роста сохранятся, то уже к 2025 году в России может работать около 1000 метановых заправочных станций.

Прогнозы использования газа на транспорте

По оценкам Минэнерго, к 2030 году доля газомоторного топлива в транспортном секторе России может вырасти до 50%. Это будет достигнуто как за счет увеличения парка газовых автомобилей, так и расширения заправочной инфраструктуры.

Мировой опыт использования газа на транспорте

По количеству газомоторных автомобилей мировыми лидерами являются Иран, Пакистан, Аргентина, Индия. В этих странах на газу работает от 15% до 40% всего автопарка.

Стимулирование перехода на газообразное топливо там осуществляется с помощью различных мер:

  • Субсидирование затрат на установку газобаллонного оборудования
  • Льготные кредиты на приобретение газовых автомобилей
  • Снижение транспортного налога для экологичных машин

Опыт Пакистана

В Пакистане сеть газовых заправок сопоставима с обычными АЗС. Практически при каждой станции есть метан.

Это достигается благодаря государственно-частному партнерству и введению обязательных квот по использованию газомоторного топлива для новых АЗС.

Перспективы в Европе

Несмотря на активное развитие электромобилей, в Европе также рассматривают газ в качестве экологичного топлива для транспорта.

Ряд городов уже полностью перевели свои автобусы на газ. Также ведется строительство пунктов заправки метаном на основных транспортных магистралях.

Выбор газобаллонного оборудования и установщика

При выборе ГБО необходимо обращать внимание на производителя элементов, функциональность и степень автоматизации системы.

Что касается установщика, то ключевыми критериями являются опыт работы, наличие лицензий и отзывов.

Основные производители газового оборудования

Лидерами в производстве комплектов ГБО для легковых автомобилей являются компании из Италии, Польши, Аргентины и России:

  • Tartarini
  • Stag
  • Tomasetto
  • Lovato
  • Магистраль
  • Газпром автоматизация

При выборе конкретной модели стоит обращать внимание на материал и вместимость баллона, набор комплектующих, гарантийные обязательства производителя.

Критерии выбора установщика

Чтобы минимизировать риски при эксплуатации газового оборудования, важно выбрать квалифицированную компанию для его установки. Основные критерии:

  1. Опыт работы с различными моделями автомобилей
  2. Наличие лицензий и разрешительной документации
  3. Использование оборудования от проверенных производителей
  4. Положительные отзывы в интернете

Стоимость установки может варьироваться в зависимости от региона и комплектации, но не должна быть слишком низкой.

ТО и ремонт газового оборудования

Техническое обслуживание газовой системы необходимо проводить один раз в год в специализированном сервисе.

Ремонт компонентов ГБО при поломке также должен осуществляться только квалифицированными специалистами с использованием оригинальных запчастей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.