Трос стояночного тормоза: длина и принцип работы
Стояночный тормоз - важнейший элемент безопасности автомобиля. От правильной работы его механизмов зависит, сможет ли машина удержаться на месте. А сердцем этой системы является трос привода стояночного тормоза. Давайте разберемся, как устроен этот механизм и почему от него зависит столько важных функций.
Назначение и роль троса стояночного тормоза
Основная функция троса в системе стояночного тормоза - передача усилия от рычага к тормозным механизмам. Когда водитель задействует рычаг, трос натягивается и воздействует на колодки, фиксируя их положение.
Благодаря гибкой конструкции троса, усилие передается без потерь и искажений по всей цепочке механизмов.
Вторая важная функция троса - удержание автомобиля от самопроизвольного движения. Зафиксированные тормозные колодки не дают колесам проворачиваться и машина надежно стоит на месте даже на крутых подъемах.
- Предотвращает скатывание на спусках
- Фиксирует положение при парковке
- Служит запасной системой экстренного торможения
По сути трос стояночного тормоза - главный механизм, от которого зависит безопасная остановка и стоянка автомобиля.
Устройство и составные элементы
Конструкция троса довольно проста, но в то же время долговечна и надежна.
Основу составляет стальной трос из специально обработанной проволоки . Он обеспечивает высокую прочность на разрыв при минимальном весе.
Снаружи трос заключен в полиэтиленовую оплетку. Она защищает сталь от коррозии, продлевая срок службы.
Внутри оплетки трос смазан специальной консистентной смазкой, которая также предохраняет от внешних воздействий.
На концах троса располагаются жесткие наконечники разных форм для крепления к остальным деталям привода стояночного тормоза.
Стальной трос | Обеспечивает прочность и гибкость |
Полиэтиленовая оплетка | Защита от внешних воздействий |
Консистентная смазка | Предохранение от коррозии |
Жесткие наконечники | Крепление к механизмам привода |
Такая конструкция надежно работает в самых жестких условиях эксплуатации на протяжении многих лет.
Виды тросов стояночного тормоза
Существует несколько разновидностей тросов для стояночной тормозной системы. Они отличаются по основным параметрам.
По количеству:
В зависимости от конструкции привода, может использоваться:
- 1 трос (старые модели ВАЗ)
- 2 троса (классическая схема)
- 3 троса (на полноприводных автомобилях)
По длине:
Длина тросов варьирует от 50 см до 3 метров в зависимости от модели и класса автомобиля:
- ВАЗ - 1-1,5 м
- Легковые иномарки - 1,5-2 м
- Внедорожники - 2-3 м
- Грузовики - до 4 м
По форме:
Форма троса может быть двух типов:
- Прямой - на заднеприводных автомобилях
- Изогнутый - на переднеприводных, где требуются повороты троса
Для передне- и заднеприводных автомобилей
Конструктивные особенности привода определяют специфику тросов:
- Передний привод - изогнутые тросы, большая длина
- Задний привод - прямые, короткие тросы
Поэтому при выборе нужно обращать внимание на тип привода вашего автомобиля.
Как определить неисправности троса стояночного тормоза
Со временем тросы подвергаются естественному износу. Как же понять, что трос стояночного тормоза пришел в негодность и требует замены?
Внешние признаки:
-
Ржавчина, износ или порывы оплетки
-
Механическое повреждение, скручивание троса
-
Удлинение троса и провисание оплетки
Подобные дефекты свидетельствуют об ослаблении или обрыве внутренних стальных нитей.
Диагностика:
Для выявления скрытых неисправностей проверьте:
- Ход и усилие на рычаге стояночного тормоза
- Эффективность работы тормозов при включенном стояночном тормозе
- Люфт педали тормоза
Если есть отклонения от нормы - скорее всего трос пришел в негодность.
Замена троса стояночного тормоза своими руками
Заменить изношенный или поврежденный трос стояночного тормоза при желании можно самостоятельно. Рассмотрим основные моменты.
Необходимые материалы и инструменты:
- Трос привода стоянки
- Смазка WD-40
- Отвертки, ключи, плоскогубцы
Порядок замены:
- Снять пластиковые кожухи и крепления старого троса
- Очистить металлические детали от ржавчины
- Протянуть новый трос по штатным направляющим
- Закрепить оболочку на кронштейнах кузова
- Проверить работу стояночного тормоза
При замене эксперты рекомендуют менять оба троса сразу, а не по отдельности.
При возникновении затруднений обратитесь в сервис - специалисты быстро справятся с задачей.
Как правильно выбрать трос стояночного тормоза
Чтобы новый трос прослужил долго, нужно грамотно подойти к выбору этой детали.
Существует 2 варианта:
- Оригинальный трос от производителя автомобиля
- Аналог от сторонних брендов
Ресурс оригиналов выше, но и цена существенно больше.
При выборе обращайте внимание на:
- Длину и диаметр троса
- Материал и толщину оплетки
- Форму троса и варианты крепления
- Ресурс и срок службы
- Стоимость троса
Идеальный вариант - максимум прочности, надежности и долговечности по разумной цене.
Рекомендуемые производители
Лучше выбирать проверенные бренды:
- Bosch
- Zimmermann
- Continental
Их тросы отличаются увеличенным ресурсом и стабильно высоким качеством.
Профилактика и увеличение срока службы
Чтобы трос прослужил дольше, необходим правильный уход.
Эксплуатация
-
Не перегружать стояночный тормоз
-
Избегать рывков и ударов при включении
-
Плавные перемещения рычага
Диагностика и обслуживание:
- Регулярная проверка состояния
- Своевременная замена изношенных частей
- Периодическая смазка тросов в масленках
Придерживаясь этих правил, трос прослужит в 2-3 раза дольше.
Особенности тросов для разных автомобилей
Давайте разберем специфику тросов стояночного тормоза на популярных моделях.
ВАЗ:
-
Несколько типоразмеров и вариантов крепления
-
Рекомендуемая замена через 60 тыс. км
-
Простая установка и низкая стоимость
Иномарки:
-
Высокая износостойкость, ресурс до 120 тыс. км
-
Замена и ремонт по фактической необходимости
-
Более дорогие оригинальные тросы
Грузовики:
- Особо прочная
- Увеличенное сечение
- Повышенная нагрузка и интенсивность использования
- Усиленные наконечники крепления
Тросы для грузового транспорта рассчитаны на жесткие условия эксплуатации с большими нагрузками.
Особенности технического обслуживания
Тросы грузовиков и автобусов требуют особого подхода в обслуживании:
- Частая проверка состояния (каждые 10-15 тыс. км)
- Регулярная очистка и смазка тросов (раз в 20-30 тыс. км)
- Своевременная подтяжка креплений и регулировка натяжения
- Замена тросов после износа оплетки (примерно 60-80 тыс. км)
Такие меры позволяют поддерживать работоспособность тормозной системы грузовиков и обеспечивать безопасность.
Влияние качества тросов на эффективность торможения
Изношенные или некачественные тросы снижают эффективность грузовых тормозных систем:
- Ухудшается точность передачи усилия на колодки
- Слабеет тормозное усилие и возрастает тормозной путь
- Снижается запас прочности всей системы
Поэтому на грузовом транспорте особенно важно следить за исправностью тросов стояночного тормоза.
Подбор тросов
При выборе тросов для грузовиков обращайте внимание на:
- Увеличенное сечение троса и прочность материалов
- Усиленное исполнение наконечников
- Наличие дополнительных элементов защиты троса
- Увеличенный ресурс и срок службы
Такие конструктивные особенности позволяют тросам выдерживать высокие нагрузки в составе грузовых тормозных систем.
Стоимость тросов для грузового транспорта
Из-за особо прочной конструкции и повышенного ресурса, тросы для грузовиков и автобусов стоят дороже аналогов для легкового транспорта.
- Бюджетные модели - от 500 рублей
- Средний ценовой сегмент - 1000-1500 рублей
- Премиум бренды - от 2000 рублей
Однако их ресурс окупает более высокую цену, обеспечивая долгие годы безотказной работы.