О том, что такое флешмоб, мы узнали сравнительно недавно. В буквальном переводе это слово обозначает «вспышка толпы». Участники таких акций не получают денег, не нарушают общественный порядок и избегают освещения результатов своей деятельности в СМИ. Истинные мобберы не преследуют ни политических, ни рекламных целей.
Флешмоб – это современный признак жизни мегаполисов. Он появляется там, где толпы не являются чем-то непривычным. Акции флешмоба – это своего рода эстетизация толпообразований, которые в привычной жизни воспринимаются в довольно депрессивном ключе.
Понять, что такое флешмоб, проще, если есть конкретный пример. Это стрит-данс на центральной площади города или на станции метро, когда часть спешащих, казалось бы, по своим делам прохожих в один момент начинает танцевать с удивительной синхронностью под внезапно зазвучавшую музыку простой и заряжающий энергией танец. Такой танцевальный флешмоб может выглядеть очень красиво и не просто удивлять, но и доставлять эстетическое удовольствие, а также прекрасно поднимать настроение окружающим.
Флешмоб является заранее спланированной массовой акцией. Организация подобных шоу осуществляется при помощи Интернета, который позволяет множеству потенциальных участников договориться о сценарии флешмоба, месте и времени его проведения. Как правило, сценарии рассылаются огромному числу людей, которые вольны как отозваться на приглашение, так и проигнорировать его. Главной правило флешмоба – согласованность и синхронность действий.
Флешмоб – это технология собирания толпы. Это скорее форма проведения задуманного действия, поскольку его содержание сегодня принято называть словом «смартмоб». Эти понятия являются взаимодополняемыми и по отдельности практически не существуют.
Начало истории флешмобов окутано тайной. Точное имя первого организатора инсталляции в таком стиле неизвестно. Однако в подобном контексте чаще всего звучит имя жителя Нью-Йорка – Билла. Ему удалось после ряда провальных попыток собрать 17 июня 2003 года около 150 незнакомых друг другу человек, которые вошли в один из супермаркетов на Манхэттене и попросили продать им за $10 000 «коврик любви для загородной коммуны».
Наиболее эффективной является организация флэшмоба через специализированные сайты. На них может регистрироваться любой желающий, получать рассылки, анонсировать свои сценарии и т. д.
Что такое флешмоб-сценарий? Это интересный замысел и необычное исполнение с помощью самых простых движений, которые можно совершить без репетиций и особой подготовки. В результате воплощения задуманного на несколько мгновений должна быть создана другая, альтернативная реальность. Для этого важен эффект неожиданности, случайности, когда не сразу становится понятно, что происходит вокруг и кто сошел с ума – ты или все окружающие?
Очень важно при написании сценария учесть следующий момент. Задумываемое действие должно быть таким, чтобы участие множества людей дало верный эффект, чтобы это не выглядело банально и глупо. Все должно быть сделано так, чтобы у непосвященных автоматически включился рефлекс – обернуться, уделить внимание, попытаться разобраться в происходящим. Нужно суметь вызвать правильные эмоции – изумление, шок и, как следствие, вовлеченность.
Но даже разобравшись в том, что такое флешмоб, можно не суметь его организовать самостоятельно или не добиться желаемого эффекта. Как доказала практика, «сорвать крышу» может только такое представление, в котором участники никак не выделяются из толпы. Индивидуальность в таком контексте не приветствуется. Она может только навредить, нейтрализовав ожидаемый эффект. Кстати, сейчас шокирующее поведение одного человека уже не только никого не удивляет, но и откровенно прискучило. Когда же «сходит с ума» толпа (хотя она и не совершает ничего абсурдного) – это, безусловно, привлекает особое внимание.