Создание собственных игр и приложений в "Скретч" открывает увлекательные возможности для творчества. В этой статье вы узнаете, как с нуля разработать и опубликовать игру в этой популярной среде программирования.
Знакомство со "Скретч"
"Скретч" - это бесплатная визуальная среда программирования, разработанная в Массачусетском технологическом институте. Она позволяет создавать интерактивные истории, анимацию, игры и многое другое. Программа в "Скретч" собирается из готовых блоков, как конструктор. Это делает "Скретч" доступным для освоения даже детям.
Интерфейс "Скретч"
Интерфейс "Скретч" интуитивно понятен. В центре рабочего окна располагается сцена, на которой и происходит действие. Слева находится набор спрайтов - объектов, которые можно добавить на сцену. Вкладки в верхней части позволяют переключаться между скриптами, костюмами, звуками и другими элементами проекта.
Для создания скриптов предусмотрена специальная секция, в которую перетаскиваются готовые блоки команд. Соединяя их, как в конструкторе, можно запрограммировать поведение объектов на сцене.
Блоки и скрипты в "Скретч"
Все элементы управления в "Скретч" представлены наглядными блоками разных цветов:
- Синие - движение.
- Фиолетовые - внешний вид.
- Желтые - контроль.
- Зеленые - звуки.
- Оранжевые - переменные.
Комбинируя разные блоки в скриптах, можно добиться нужного поведения объектов. Например, чтобы персонаж двигался вправо и издавал звук, потребуются блоки движения и звука.
При нажатии на зеленый флажок скрипты активируются и запускается проект.
Подготовка к созданию игры
Перед тем как приступить к программированию, нужно определиться с общим замыслом игры. Это поможет сэкономить много сил на доработках в дальнейшем.
Выбор тематики и жанра
С чего начать? Выберите тематику, которая нравится лично вам или популярна среди целевой аудитории будущей игры. Это могут быть космические приключения, спорт, фэнтези, исторические события и так далее.
Определите жанр игры. Самые популярные: аркады, головоломки, стратегии, квесты. Под жанром будет строиться игровой процесс. Например, в аркадах обычно нужно преодолевать препятствия, стрелять по врагам и собирать бонусы.
Придумайте несколько вариантов сюжета в разных жанрах, выберите самый перспективный и интересный для вас.
Разработка сюжета
Для создания игры в "Скретч" вполне достаточно простого сюжета, не рассчитанного на объемный сценарий. Главное - чтобы была цель, которую должен достичь игрок.
Набросайте на бумаге ключевые этапы сюжета:
- завязка (знакомство с персонажем);
- основные события (через что должен пройти герой);
- кульминация (самый напряженный момент);
- развязка (финал истории).
Придумайте противников, союзников, бонусы - все, что может оживить игровой процесс.
Создание персонажей
На основе сюжета придумайте, как будут выглядеть главный герой и другие персонажи. Соответствующие картинки можно найти на бесплатных стоках или нарисовать самостоятельно в графическом редакторе.
Кроме того, нужно подготовить изображения для игровых объектов: платформ, препятствий, врагов, полезных предметов. В дальнейшем из них будут созданы спрайты в "Скретч".
Подбор графики и звуков
Для создания полноценной игры кроме персонажей потребуется:
- Фоновые изображения для сцен.
- Кнопки и элементы интерфейса.
- Различные звуковые эффекты.
Все это тоже можно найти на стоках или создать самому. Большая библиотека контента для "Скретч" доступна прямо на официальном сайте.
Когда графика и аудио будут подготовлены, можно смело приступать к программированию.
Как сделать игру в "Скретч": программирование игровой логики
Теперь, когда у нас есть общая концепция, графика и звуки, можно непосредственно садиться за создание игры в "Скретч".
Движение персонажа
Чтобы персонаж мог двигаться, ему нужно задать соответствующее поведение. Для этого служат блоки движения в "Скретч". Их можно комбинировать, чтобы реализовать:
- Ходьбу/бег в разных направлениях.
- Прыжки.
- Изменение скорости.
- Взаимодействие с объектами на сцене.
Также персонажи могут реагировать на нажатия клавиш клавиатуры игроком. Эти события тоже обрабатываются скриптами в "Скретч".
Взаимодействие объектов
Часто требуется, чтобы разные объекты на сцене как-то воздействовали друг на друга. К примеру, игрок должен подбирать бонусы или сталкиваться с врагами.
Для этого в "Скретч" используются блоки событий. Они позволяют запускать нужный код при наступлении определенных условий.
Так скрипты разных спрайтов могут вызывать действия друг друга - например, когда персонажи соприкасаются или попадают в определенную область на сцене.
Подсчет очков
Чтобы сделать игру интереснее, в нее обязательно включают систему подсчета очков, жизней или других числовых значений. В "Скретч" для этого используются переменные.
Переменная может хранить числовое значение. Код в скриптах позволяет выполнять математические операции: прибавлять или вычитать очки при наступлении событий.
Таким образом можно реализовать счетчики здоровья, заработанных монет, оставшихся жизней.
Реализация уровней
Чтобы сделать игру динамичной и разнообразной, ее можно разделить на несколько уровней со своим дизайном, заданиями и противниками.
Для этого на сцену выносится сеткаСприте, каждая ячейка которой представляет отдельный уровень. При переходе между ячейками меняются фоны, расставляются декорации и объекты.
Так можно быстро переключать готовые уровни и не заниматься каждый раз полной перестройкой сцены вручную.
Тестирование и отладка игры
После того как основные скрипты написаны, игру необходимо протестировать, чтобы найти и устранить возможные ошибки.
Поиск и исправление ошибок
Удобнее всего искать баги, запуская игру шаг за шагом. При возникновении неполадок стоит проверить:
- Логику скриптов.
- Правильность применения блоков.
- Отсутствие конфликтов между скриптами.
Частой ошибкой бывают бесконечные циклы, когда скрипты зацикливаются и не отрабатывают должным образом.