Как сделать свою первую игру в Скретч: подробное руководство для начинающих

Создание собственных игр и приложений в "Скретч" открывает увлекательные возможности для творчества. В этой статье вы узнаете, как с нуля разработать и опубликовать игру в этой популярной среде программирования.

Знакомство со "Скретч"

"Скретч" - это бесплатная визуальная среда программирования, разработанная в Массачусетском технологическом институте. Она позволяет создавать интерактивные истории, анимацию, игры и многое другое. Программа в "Скретч" собирается из готовых блоков, как конструктор. Это делает "Скретч" доступным для освоения даже детям.

Экран компьютера со Скретч редактором

Интерфейс "Скретч"

Интерфейс "Скретч" интуитивно понятен. В центре рабочего окна располагается сцена, на которой и происходит действие. Слева находится набор спрайтов - объектов, которые можно добавить на сцену. Вкладки в верхней части позволяют переключаться между скриптами, костюмами, звуками и другими элементами проекта.

Для создания скриптов предусмотрена специальная секция, в которую перетаскиваются готовые блоки команд. Соединяя их, как в конструкторе, можно запрограммировать поведение объектов на сцене.

Блоки и скрипты в "Скретч"

Все элементы управления в "Скретч" представлены наглядными блоками разных цветов:

  • Синие - движение.
  • Фиолетовые - внешний вид.
  • Желтые - контроль.
  • Зеленые - звуки.
  • Оранжевые - переменные.

Комбинируя разные блоки в скриптах, можно добиться нужного поведения объектов. Например, чтобы персонаж двигался вправо и издавал звук, потребуются блоки движения и звука.

При нажатии на зеленый флажок скрипты активируются и запускается проект.

Дети играют в компьютерную игру вместе утром

Подготовка к созданию игры

Перед тем как приступить к программированию, нужно определиться с общим замыслом игры. Это поможет сэкономить много сил на доработках в дальнейшем.

Выбор тематики и жанра

С чего начать? Выберите тематику, которая нравится лично вам или популярна среди целевой аудитории будущей игры. Это могут быть космические приключения, спорт, фэнтези, исторические события и так далее.

Определите жанр игры. Самые популярные: аркады, головоломки, стратегии, квесты. Под жанром будет строиться игровой процесс. Например, в аркадах обычно нужно преодолевать препятствия, стрелять по врагам и собирать бонусы.

Придумайте несколько вариантов сюжета в разных жанрах, выберите самый перспективный и интересный для вас.

Разработка сюжета

Для создания игры в "Скретч" вполне достаточно простого сюжета, не рассчитанного на объемный сценарий. Главное - чтобы была цель, которую должен достичь игрок.

Набросайте на бумаге ключевые этапы сюжета:

  • завязка (знакомство с персонажем);
  • основные события (через что должен пройти герой);
  • кульминация (самый напряженный момент);
  • развязка (финал истории).

Придумайте противников, союзников, бонусы - все, что может оживить игровой процесс.

Создание персонажей

На основе сюжета придумайте, как будут выглядеть главный герой и другие персонажи. Соответствующие картинки можно найти на бесплатных стоках или нарисовать самостоятельно в графическом редакторе.

Кроме того, нужно подготовить изображения для игровых объектов: платформ, препятствий, врагов, полезных предметов. В дальнейшем из них будут созданы спрайты в "Скретч".

Подбор графики и звуков

Для создания полноценной игры кроме персонажей потребуется:

  • Фоновые изображения для сцен.
  • Кнопки и элементы интерфейса.
  • Различные звуковые эффекты.

Все это тоже можно найти на стоках или создать самому. Большая библиотека контента для "Скретч" доступна прямо на официальном сайте.

Когда графика и аудио будут подготовлены, можно смело приступать к программированию.

Девочка программирует игру ночью

Как сделать игру в "Скретч": программирование игровой логики

Теперь, когда у нас есть общая концепция, графика и звуки, можно непосредственно садиться за создание игры в "Скретч".

Движение персонажа

Чтобы персонаж мог двигаться, ему нужно задать соответствующее поведение. Для этого служат блоки движения в "Скретч". Их можно комбинировать, чтобы реализовать:

  • Ходьбу/бег в разных направлениях.
  • Прыжки.
  • Изменение скорости.
  • Взаимодействие с объектами на сцене.

Также персонажи могут реагировать на нажатия клавиш клавиатуры игроком. Эти события тоже обрабатываются скриптами в "Скретч".

Взаимодействие объектов

Часто требуется, чтобы разные объекты на сцене как-то воздействовали друг на друга. К примеру, игрок должен подбирать бонусы или сталкиваться с врагами.

Для этого в "Скретч" используются блоки событий. Они позволяют запускать нужный код при наступлении определенных условий.

Так скрипты разных спрайтов могут вызывать действия друг друга - например, когда персонажи соприкасаются или попадают в определенную область на сцене.

Подсчет очков

Чтобы сделать игру интереснее, в нее обязательно включают систему подсчета очков, жизней или других числовых значений. В "Скретч" для этого используются переменные.

Переменная может хранить числовое значение. Код в скриптах позволяет выполнять математические операции: прибавлять или вычитать очки при наступлении событий.

Таким образом можно реализовать счетчики здоровья, заработанных монет, оставшихся жизней.

Реализация уровней

Чтобы сделать игру динамичной и разнообразной, ее можно разделить на несколько уровней со своим дизайном, заданиями и противниками.

Для этого на сцену выносится сеткаСприте, каждая ячейка которой представляет отдельный уровень. При переходе между ячейками меняются фоны, расставляются декорации и объекты.

Так можно быстро переключать готовые уровни и не заниматься каждый раз полной перестройкой сцены вручную.

Тестирование и отладка игры

После того как основные скрипты написаны, игру необходимо протестировать, чтобы найти и устранить возможные ошибки.

Поиск и исправление ошибок

Удобнее всего искать баги, запуская игру шаг за шагом. При возникновении неполадок стоит проверить:

  • Логику скриптов.
  • Правильность применения блоков.
  • Отсутствие конфликтов между скриптами.

Частой ошибкой бывают бесконечные циклы, когда скрипты зацикливаются и не отрабатывают должным образом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.