Лукавый это в христианстве: персонификация искушения и греха
Нас окружает множество загадочных и пугающих образов из религиозных текстов. Один из таких персонажей - лукавый. Что он олицетворяет в христианской традиции и стоит ли его опасаться?
Библейские истоки образа лукавого
Впервые это слово появляется в Новом Завете, в молитве "Отче наш": "И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого". Также апостол Иоанн пишет:
"Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого"
Однако и в Ветхом Завете есть прообраз этого образа - змей-искуситель, соблазнивший Еву вкусить запретный плод. Интересно, что в оригинальных древнегреческих текстах используется слово ponēros , означающее "плохой", "дурной". А вот в славянском переводе появляется "лукавый" - от слова "лука" в смысле изгиба, кривизны.
То есть изначально этот образ связывался с ложью, обманом и искажением истины. Эта особенность легла в основу христианской демонологии.
Лукавый как олицетворение зла
В христианстве лукавый - это отражение зла.
С течением времени лукавый становится персонификацией мирового зла и антиподом Бога как источника добра. У этого образа есть параллели в других религиях.
- В зороастризме - Ариман, повелитель тьмы.
- В египетской мифологии - бог Сет, убивший своего брата Осириса.
- В скандинавском фольклоре - хитроумный великан Локи, постоянно вредящий богам.
Интересно, что изначально лукавый не был главным воплощением зла. Эту роль играли мифические чудовища вроде Левиафана или Рагнорока - олицетворения хаоса и разрушения мира.
Но со временем лукавый занимает ведущее место в христианской демонологии, олицетворяя темные стороны человеческой природы - грех, соблазн, искушение. Отсюда мистические учения об одержимости, сглазе, порче и т.д.
Этот персонаж стал нарицательным образом для обозначения коварства и злокозненности. Мы до сих пор говорим "лукавая улыбка", "лукавый взгляд".
Ключевое значение | Лукавый как олицетворение всего аморального и греховного в человеческой природе |
Первичный смысл | Обман, ложь и искажение истины |
Так образ лукавого последовательно эволюционировал и обрастал новыми смыслами в рамках христианских представлений.
Защита от лукавого в православии
Раз лукавый олицетворяет грех и соблазн, то верующие стремятся защититься от его влияния. Отсюда популярность молитвы «Отче наш» с просьбой «избавить нас от лукавого».
Но как понять, что человек подвергся «прикосновению лукавого»? Священники выделяют такие признаки:
- Резкая перемена в характере и поведении без видимых причин
- Появление суицидальных мыслей
- Навязчивые греховные помыслы и видения
Если вы заметили нечто подобное за собой или близкими, советуют обратиться к священнику. Тот может назначить особые молитвы или даже обряд изгнания бесов.
Покаяние как средство защиты от лукавого
Но самое действенное средство, по мнению церкви, - это покаяние и прощение грехов. Ведь лукавый проявляется через греховные помыслы и действия людей.
Поэтому исповедь и раскаяние отсекают саму возможность его влияния. Как говорил Христос: «Не бойся, только веруй».
Что делать, если впали в лукавство
Тем не менее, никто не застрахован от лукавства - обмана и лицемерия. Что же делать в таком случае?
Православные советуют:
- Признать свой грех и честно во всем разобраться
- Попросить прощения у тех, кого обманул
- Выработать привычку говорить правду в любых ситуациях
И, конечно, обращаться к Богу с молитвой, чтобы Он укрепил и очистил вашу душу.
Насколько опасен «лукавый» сегодня?
Многие современные христиане относятся к этому образу метафорически. Лукавый для них - олицетворение темных сторон человеческой психики.
Такое понимание близко к научным представлениям об архетипах коллективного бессознательного и внутренних комплексах личности.
Тем не менее, образ лукавого до сих пор играет важную роль в христианском мировоззрении. Он напоминает верующим об опасности греха и необходимости постоянной борьбы с соблазнами.
Лукавство как социальный феномен
Лукавый в христианстве персонифицирует не только индивидуальные грехи, но и общественное зло. Лукавство может становиться массовым явлением.
Классический пример - евангельская история о фарисеях. Это была влиятельная прослойка лицемеров, которые затворяют Царство Небесное человекам, как говорил Христос.
Коллективная одержимость
По мнению некоторых богословов, целые народы могут находиться под влиянием лукавого. Это называют коллективной одержимостью.
Например, принятие безнравственных законов, развязывание несправедливых войн, геноцид или рабство. За этим видят действие темных сил.
Борьба с лукавством на государственном уровне
Отсюда попытки церкви активно влиять на политику, чтобы не допустить торжества лукавого в обществе. Крестовые походы, инквизиция, церковная цензура - все это объясняли необходимостью защиты от коварства дьявола.
Впрочем, подобная борьба порой приводила лишь к новым бедам и страданиям людей.
Может ли человек сам стать лукавым?
В христианской антропологии бытуют разные взгляды. Католики считают, что душа изначально добра, и лукавство - следствие греха.
А вот православные богословы допускают, что человек может сознательно избрать путь зла, став сосудом лукавого. Это называется сатанизмом или демонизмом.
Однако Церковь учит, что и закоренелый грешник способен раскаяться и вернуться к Богу при покаянии. Это, кстати, относится и к вопросу, что нужно знать, когда врешь.