Евгения Ханаева: интересная биография талантливой актрисы

Евгения Ханаева - уникальная актриса с яркой внешностью и неординарным талантом. Она прожила недолгую, но насыщенную жизнь, полную драматических поворотов судьбы.

Детство в семье известного оперного певца

Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в городе Ногинске (в то время - Богородск) Московской области. Ее отец, Никандр Сергеевич Ханаев, был известным оперным певцом, солистом Большого театра, обладателем уникального тенора.

За свою певческую карьеру Никандр Ханаев трижды становился лауреатом Сталинской премии, а в 1951 году ему было присвоено почетное звание Народный артист СССР.

Выступления Никандра Ханаева неоднократно посещал Иосиф Сталин, что свидетельствует о его исключительной популярности. Неудивительно, что обласканному властью певцу предоставили роскошную пятикомнатную квартиру в центре Москвы, где и прошло детство будущей знаменитой актрисы.

С ранних лет Евгения Ханаева увлекалась музыкой и театром, проводя много времени за кулисами Большого театра на выступлениях отца. Однако Никандр Сергеевич не хотел, чтобы дочь пошла по его стопам, и настоял, чтобы после школы она поступила в МГУ на юридический факультет.

Биография Евгении Ханаевой: учеба в театральных вузах

Проучившись в МГУ два года, Евгения поняла, что ее истинное призвание - театральное искусство. Вопреки воле отца в 1939 году она поступила в Театральное училище имени Щукина, а затем продолжила обучение в легендарной Школе-студии МХАТ, которую окончила в 1947 году.

  • 1939 - поступление в Театральное училище им. Щукина.
  • 1941 - переход в Московское городское театральное училище.
  • 1947 - окончание Школы-студии МХАТ.

Уже в студенческие годы Ханаева отличалась яркой творческой индивидуальностью и играла ведущие роли во всех учебных спектаклях. Однако ее нестандартная внешность не позволила сразу занять достойное место в труппе МХАТа после окончания вуза.

Начало работы в МХАТе: трудности и первые успехи

C 1947 года Евгения Ханаева - актриса МХАТа имени Горького. Однако педагоги сразу предупредили актрису Ханаеву, что с ее внешностью рассчитывать на главные роли не стоит. Первое время ей доставались лишь второстепенные роли в различных спектаклях театра.

Лишь в 1962 году ей выпал шанс блеснуть в главной роли. Когда заболела актриса, игравшая королеву Елизавету в пьесе Ф.Шиллера «Мария Стюарт», эту роль доверили Евгении Ханаевой. И она сумела покорить зрителей и критиков, получив бурные овации и восторженные рецензии. Казалось, это должно было стать переломным моментом в ее судьбе, но пришлось еще долго ждать по-настоящему ярких работ.

1958 Роль Варвары в спектакле "Егор Булычев и другие"
1962 Роль королевы Елизаветы в "Марии Стюарт"
1968 Роль Полины в "Чайке" по пьесе А.П.Чехова

Лишь когда в 1970 году главным режиссером МХАТа стал Олег Ефремов, ситуация изменилась. Ефремов разглядел талант Ханаевой и стал активно задействовать ее в своих лучших постановках.

Расцвет таланта при Олеге Ефремове

C приходом Олега Ефремова начался период расцвета таланта Евгении Ханаевой. Она получила целый ряд ярких ролей в новых спектаклях МХАТа. Блеснула в классических пьесах Горького, Чехова, Шекспира.

  • Зинаида Лебедева в "Иванове" по Чехову.
  • Иоанна в "Чудотворце" по пьесе Шоу.
  • Герцогиня Йоркская в "Ричарде III" Шекспира.

Именно Ефремов поверил в кинематографический потенциал Ханаевой и в 1980 году пригласил ее на роль Анны Романовны в телефильм "Старый Новый год".

Биография актрисы Ханаевой: начало кинокарьеры в зрелом возрасте

Несмотря на очевидный актерский талант, дебют Ханаевой в кино состоялся довольно поздно - лишь в 1966 году она сыграла эпизодическую роль в фильме "Человек без паспорта". В следующий раз на съемочную площадку она попала только в 1972 году.

Взлет популярности в кино в 1970-х годах

По-настоящему яркие и запоминающиеся роли в кино пришли к Евгении Ханаевой лишь во второй половине 1970-х годов. В январе 1977 года на экраны вышел фильм "Розыгрыш" с Ханаевой в роли учительницы Марии Девятовой. Эта роль принесла актрисе всесоюзную славу и любовь миллионов зрителей.

А в 1978 году последовала еще одна культовая киноработа - роль Изольды Тихоновны в комедии "По семейным обстоятельствам". После этих двух фильмов к Ханаевой пришло признание как к выдающейся мастерице острохарактерных комедийных ролей.

Участие в культовой картине "Москва слезам не верит"

Настоящим триумфом в карьере Евгении Ханаевой стала роль матери Рудольфа Рачкова в легендарной мелодраме "Москва слезам не верит", вышедшей на экраны в феврале 1980 года.

Этот фильм был номинирован на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке», а имена всех актеров ленты получили мировую известность.

После грандиозного успеха картины к Ханаевой пришла слава одной из самых выдающихся советских актрис театра и кино.

Евгения Ханаева: запоминающиеся киноработы 1970-80-х годов

За 15 лет кинокарьеры Евгения Ханаева снялась всего в двадцати фильмах, но почти каждая ее роль была яркой и запоминающейся. Вот лишь некоторые из лучших ее работ в кино этого периода:

  • Анна Романовна в «Старом Новом годе» (1972).
  • Мария Девятова в «Розыгрыше» (1976).
  • Изольда Тихоновна в «По семейным обстоятельствам» (1977).
  • Мать Рачкова в «Москва слезам не верит» (1980).

При этом актриса продолжала блистать и на театральной сцене, создавая запоминающиеся образы в спектаклях МХАТа имени Горького.

Нелегкая личная жизнь талантливой актрисы

Личная жизнь Евгении Ханаевой так же как и творческая судьба, была полна драматических коллизий. Еще будучи студенткой, она влюбилась в сына известного актера Константина Градополова. Их роману не имел счастливого финала.

Брак с Анатолием Успенским тоже оказалось неудачным, хотя в этом браке родился сын Владимир. Когда Ханаева ушла к другому мужчине, актеру Льву Иванову, отношения с сыном на долгие годы прервались.

Трагическая автокатастрофа

В середине 1980-х годов произошло трагическое событие, косвенно ставшее причиной преждевременной кончины актрисы. Евгения Ханаева попала в серьезное ДТП.

По одной из версий, актриса ехала на большой скорости и не успела затормозить на красный свет. В результате резкого торможения ее голова сильно дернулась назад, а шейный отдел позвоночника ударился об основание черепа.

Эта травма со временем привела к развитию опухоли в области шеи, которая стала причиной сильных головных болей.

Невыносимые боли и решение об операции

Со временем у Ханаевой развились невыносимые головные боли, от которых не помогали обезболивающие препараты. Обследование показало наличие опухоли в шейном отделе позвоночника, связанной с последствиями аварии.

Терпеть мучения от боли актриса больше не могла, и после консультаций с ведущими нейрохирургами Москвы она приняла решение о проведении сложной операции по удалению опухоли, несмотря на отсутствие стопроцентных гарантий успеха.

Роковая операция

Операция по удалению опухоли у Евгении Ханаевой, проведенная осенью 1987 года, закончилась трагедией - после ее окончания актриса впала в кому и не пришла в сознание.

8 ноября 1987 года сердце Ханаевой перестало биться. Жизнь выдающейся актрисы оборвалась на 67-м году.

Посмертные почести

За несколько дней до смерти, Евгении Ханаевой было присвоено почетное звание Народная артистка СССР. Однако об этом актриса так и не узнала.

Ханаеву похоронили на Введенском кладбище в Москве, где покоится прах многих выдающихся деятелей российской культуры.

Имя этой удивительной актрисы навсегда вписано в историю отечественного театра и кино.

Память об актрисе

Уход из жизни Евгении Ханаевой в расцвете творческих сил потряс всех поклонников ее таланта. Однако память об этой удивительной актрисе навсегда сохранится в сердцах зрителей.

Документальные фильмы

Творчеству и судьбе Ханаевой посвящен ряд документальных лент, в том числе фильмы:

  • «Актриса с характером».
  • «Загадка Евгении Ханаевой».
  • «Жизнь как театр».

Мемориальная доска

В память о Евгении Ханаевой на доме в Ногинске, где она родилась, установлена мемориальная доска.

Книги и статьи о Ханаевой

О жизни и творчестве актрисы написаны интересные книги и многочисленные журнальные публикации.

Цитаты Ханаевой

В памяти поклонников запечатлелись яркие высказывания самой Ханаевой о театре, кино и актерской профессии:

«Главное для артиста - быть правдивым, а остальное приложится».
«Театр - это храм, а актер в нем как священнослужитель».

Эти и другие изречения Евгении Ханаевой живут в памяти тех, кто ценит подлинный талант и душу настоящего артиста.

Наследие Евгении Ханаевой

До Ханаевой в советском кино преобладали образы строгих, независимых героинь. А Евгения Никандровна ввела в моду типаж «домашней», обычной женщины со всеми слабостями и недостатками.

Ханаева своим примером доказала, что и актрисы второго плана могут сыграть по-настоящему запоминающиеся роли и получить признание миллионов зрителей.

Успех фильмов с участием Евгении Ханаевой во многом предопределил взлет популярности жанра семейной мелодрамы в отечественном кино 1980-х годов.

Яркая индивидуальность и блистательные работы Ханаевой вдохновили немало молодых актрис, мечтающих повторить ее успех.

Она успела многое - сыграть десятки ярких ролей в театре и кино, стать народной любимицей, повлиять на развитие отечественной культуры.

Ее творческое наследие поистине бесценно для российского искусства.

Ханаева обогатила МХАТ галереей запоминающихся женских образов, олицетворяющих русский национальный характер.

Знаковые роли в истории кино

В историю отечественного кинематографа Евгения Никандровна вошла как создательница по-настоящему культовых женских образов в таких фильмах, как "Розыгрыш", "По семейным обстоятельствам", "Москва слезам не верит".

Комментарии