Регулировка клапанов - важная процедура технического обслуживания двигателя ЗМЗ-402. От правильной настройки зазоров зависят надежность работы, расход топлива и ресурс агрегата. Далее мы подробно разберем все аспекты этого процесса.
Зачем и как часто нужно регулировать клапаны
Основными причинами, по которым требуется регулировка клапанов 402, являются:
- Постепенный износ деталей газораспределительного механизма
- Уменьшение зазоров из-за теплового расширения материалов при работе двигателя
Это приводит к нарушению герметичности клапанов, ухудшению топливоподачи и возникновению шумов.
Согласно инструкции по эксплуатации двигателя ЗМЗ-402, регулировку клапанов следует выполнять каждые 10-15 тысяч километров пробега. Однако в реальных условиях эксплуатации часто возникает необходимость более частой настройки.
Инструменты и подготовка
Для качественной регулировки клапанов 402 понадобятся:
- Набор щупов
- Ключи гаечные
- Отвертка крестовая
- Фонарик
- Чистая ветошь
- Емкость для слива масла
Перед началом работ автомобиль следует установить на ровной площадке, заглушить двигатель, включить нейтральную передачу и затормозить стояночным тормозом. Необходимо также отключить аккумулятор.
Важно тщательно защищать силовой агрегат от попадания грязи при демонтаже крышки головки блока цилиндров.
Для этого рекомендуется использовать чистую ветошь.
Определение порядка работы цилиндров
Двигатель ЗМЗ-402 имеет рядный восьмицилиндровый двигатель. Порядок работы цилиндров обычно таков:
- Первый цилиндр
- Второй цилиндр
- Четвертый цилиндр
- Третий цилиндр
Эту последовательность можно определить несколькими способами.
Первый способ - по расположению свечей зажигания. Контакты в распределителе зажигания идут именно в таком порядке.
Второй способ - с помощью проверочной лампы или тестера компрессии. При прокручивании стартером наблюдается следующая последовательность вспышек лампы или показаний тестера.
При регулировке клапанов 402 необходимо строго соблюдать именно этот порядок работы цилиндров и настраивать клапаны в соответствующей очередности.
Установка коленвала в ВМТ
Для правильной регулировки клапанов 402 важно точно установить коленчатый вал в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Это необходимо для синхронизации фаз газораспределения.
Существует несколько способов определения ВМТ:
- По совмещению метки на шкиве коленвала и указателя на крышке двигателя
- С помощью щупа, вставленного в отверстие под свечу зажигания
- По появлению искры на свече при включенном зажигании
Наиболее надежный способ - использование щупа, так как он позволяет наиболее точно зафиксировать крайнее верхнее положение поршня.
Регулировка зазоров впускных клапанов
При регулировке клапанов 402 сначала настраивают зазоры впускных клапанов. Порядок регулировки таков:
- Ослабить контргайку регулировочного болт клапана
- Установить щуп нужного размера между клапаном и коромыслом
- Завернуть регулировочный болт до легкого зажима щупа
- Затянуть контргайку
Рекомендуемый зазор для впускных клапанов 402 двигателя составляет 0,25-0,35 мм.
Особенности регулировки выпускных клапанов
Выпускные клапаны в процессе работы нагреваются сильнее, чем впускные. Поэтому рекомендуется устанавливать для них зазор чуть больше — 0,35-0,4 мм.
Кроме того, из-за больших тепловых и механических нагрузок выпускные клапаны чаще подвержены износу и выходу из строя. Поэтому при их регулировке следует быть особенно внимательным.
Проверка после регулировки
После регулировки всех клапанов необходимо запустить двигатель и убедиться в отсутствии посторонних шумов. Также следует проверить расход топлива.
Если подача масла нарушена, необходимо немного ослабить крепление оси коромысел и очистить масляные каналы.
Возможные неисправности после регулировки
Даже если все операции по регулировке клапанов 402 выполнены правильно, могут сохраняться шумы и повышенный расход топлива. Это связано с наличием скрытых дефектов в двигателе.
Износ деталей ГРМ
Причиной проблем могут быть:
- Износ кулачков распредвала
- Выработка на поверхности коромысел
- Повреждение стоек клапанов
В таких случаях требуется разборка двигателя и замена изношенных элементов.
Неисправности системы смазки
Посторонние шумы могут возникать из-за:
- Недостаточного давление в системе смазки
- Засорения масляных каналов
Необходимо проверить давление масла, отрегулировать клапан системы смазки, очистить фильтры и магистрали.
Проблемы с топливной системой
Повышенный расход топлива может наблюдаться при:
- Неправильной регулировке топливного насоса
- Негерметичности топливопроводов
- Засорении форсунок
Необходимо отрегулировать подачу топлива, заменить изношенные прокладки, прочистить форсунки.