Восточная верфь: история и современность приморского судостроения
Восточная верфь во Владивостоке - крупнейшее судостроительное предприятие на Дальнем Востоке России. Его история началась в 1952 году и продолжается по сей день, несмотря на все трудности. Давайте проследим путь становления и развития верфи от первых судов до современных кораблей.
Основание и становление верфи (1952-1991 гг.)
Восточная верфь была основана в 1952 году как Владивостокский судостроительный завод. Предприятие специализировалось на строительстве малотоннажных кораблей из немагнитных материалов для нужд Тихоокеанского флота и пограничных сил Дальневосточного региона СССР.
В 1950-1960-е годы на верфи было построено более 400 кораблей для ВМФ, пограничных сил и рыбопромысловых организаций. На экспорт в 8 стран мира было поставлено более 30 единиц боевой техники: торпедных и ракетных катеров, базовых тральщиков.
Ключевые вехи развития верфи в советский период:
- 1952 г. - основание предприятия
- 1950-1960-е гг. - массовое производство кораблей
- 1960-1980-е гг. - поставки продукции на экспорт
- 1980-е гг. - расширение производства
Переход на рыночную экономику (1992-1999 гг.)
В 1994 году Владивостокский судостроительный завод был преобразован в акционерное общество "Восточная верфь". Предприятие столкнулось с серьезными трудностями в условиях перехода к рыночной экономике в 1990-е годы.
Объемы производства в этот период значительно сократились по сравнению с советским временем. По словам гендиректора Игоря Мирошниченко, к 2010 году верфь вышла на 80-85% от уровня производства до перестройки.
Структура акционеров в 1990-е годы:
- граждане России - 70,83% акций
- АО "ТЭТК" - 17,02%
- АО ВП "ЭРА" - 11,54%
- ООО "РЕМКО" - 0,61%
Восстановление производства (2000-е гг.)
В 2000-е годы Восточной верфи удалось частично восстановить объемы производства. В этот период были реализованы такие значимые проекты, как:
- строительство кораблей для ВМФ России;
- выполнение экспортных контрактов для Китая и Вьетнама;
- начало производства гражданских судов.
Ключевыми заказчиками в 2000-е годы выступали Министерство обороны РФ и пограничные войска ФСБ России.
К 2010 году, по словам гендиректора, верфь вышла на 80-85% от уровня производства советского периода. Это стало возможным благодаря постепенному восстановлению производственных мощностей предприятия в 2000-е годы.
Современное состояние верфи
В настоящее время производственные мощности АО "Восточная верфь" позволяют строить корабли водоизмещением до 2500 тонн.
Основные цеха и подразделения:
- Цех корпусно-сборочного производства
- Трубомедницкий цех
- Слесарно-механический цех
Стапельные места рассчитаны на постройку кораблей длиной до 120 метров. Достроечная набережная оснащена кранами грузоподъемностью до 32 тонн.
В настоящее время верфь реализует такие проекты, как:
- Строительство пограничных кораблей пр. 22460
- Строительство краболовного флота
- Производство плавучих причалов для Минобороны РФ
Финансовые показатели
По данным бухгалтерской отчетности, выручка АО "Восточная верфь" в 2021 году составила почти 2,9 млрд рублей, а чистая прибыль - 751 тыс. рублей.
Несмотря на положительную динамику в последние годы, финансовое состояние предприятия остается неустойчивым. Верфь имеет значительную кредиторскую задолженность.
Взаимодействие с госструктурами
Ключевыми государственными заказчиками продукции верфи являются Минобороны РФ и ФСБ России.
Верфь тесно взаимодействует с Объединенной судостроительной корпорацией. В настоящее время обсуждается возможность передачи контроля над предприятием в руки ОСК.
Перспективы развития
Руководство "Восточной верфи" видит стратегические перспективы в расширении производства гражданской морской техники.
Для этого планируется модернизация верфи, увеличение производственных площадей и повышение квалификации персонала.
Успешная реализация этих планов позволит увеличить объемы производства и вывести предприятие на качественно новый уровень.
Социальная ответственность
На верфи работает около 1300 человек. Руководство уделяет большое внимание социальной политике.
Работникам предоставляется полный соцпакет, дополнительное медицинское страхование. Также на предприятии действует программа поддержки пенсионеров. На сегодняшний день есть программы подготовки молодых кадров.
Производственные мощности
Восточная верфь располагает современными производственными мощностями и технологиями.
Основные производственные подразделения:
- Цех корпусно-сборочного производства
- Цех обработки листового металла
- Трубозаготовительный цех
- Механообрабатывающий цех
В 2013 году на верфи была завершена полная компьютеризация производства. Это позволяет оптимизировать технологические процессы.
Судостроительные мощности
Верфь располагает современными судостроительными мощностями:
- Стапельные места на 120 м
- Плавучий док грузоподъемностью до 2500 тонн
- Крановое оборудование грузоподъемностью до 32 тонн
- Судоспусковые сооружения
Это позволяет строить корабли и суда водоизмещением до 2500 тонн длиной до 120 метров.
Кадровый потенциал
На верфи работает около 1300 высококвалифицированных специалистов.
Руководство уделяет большое внимание подготовке кадров, регулярно проводится повышение квалификации персонала. Многие работники имеют большой опыт и стаж работы в судостроении.
Инновационное развитие
Руководство верфи ставит задачу технологического перевооружения производства.
Реализуются проекты по внедрению:
- Автоматизированных систем проектирования
- Роботизированных технологий сварки и резки
- Современных систем контроля качества
Это повысит производительность труда и конкурентоспособность продукции верфи.