Загадочное слово "нигрол" часто можно услышать от опытных автомехаников. Эта вязкая черная жидкость когда-то повсеместно использовалась для смазки автомобильных трансмиссий. Давайте разберемся, что представляет собой эта техническая жидкость, почему ее применяли и почему перестали.
Происхождение названия и история появления нигрола
Слово "нигрол" произошло от сокращения двух латинских слов - "niger" ("черный") и "oleum" ("масло"). Таким образом, дословный перевод означает "черное масло". Это название закрепилось за вязкой темной жидкостью, которая в 1930-1950-х годах активно использовалась в СССР для смазывания различных узлов и агрегатов транспортных средств.
Нигрол производился на основе дешевой бакинской нефти, добываемой в Азербайджане на месторождениях в районе города Баку и поселка Сураханы. Эта нефть имела высокое содержание нафтенов и практически не содержала парафинов, что позволяло перерабатывать ее в масло без сложной очистки.
Первоначально нигрол использовался для смазывания трансмиссий и редукторов автомобилей и тракторов. Он обеспечивал приемлемый уровень смазки для недорогой отечественной техники того времени, такой как ГАЗ-АА, ЗИС-5 и другие модели.
Выпуск нигрола регламентировался государственным стандартом ГОСТ 542-50. Согласно этому ГОСТу, нигрол изготавливался в двух вариантах:
- Летний нигрол - остаток от перегонки нафтеновой нефти;
- Зимний нигрол - смесь асфальтового гудрона с маловязким дистиллятным маслом.
Оба варианта отличались вязкостью и температурой застывания. Летний нигрол имел вязкость 32-35 мм2/с при 100°С, зимний - 20 мм2/с при 100°С.
Свойства и технические характеристики нигрола
Нигрол представлял собой вязкую темную жидкость от коричневого до черного цвета с характерным запахом нефтепродуктов. Он обладал следующими физико-химическими свойствами:
- Плотность: 0,9-0,94 г/см3
- Вязкость: Летний - 32-35 мм2/с при 100°С Зимний - 20 мм2/с при 100°С
- Температура застывания: Летний - минус 5°С Зимний - минус 15°С
- Состав: смолисто-асфальтеновые соединения, продукты прямой перегонки нафтеновой нефти
По сравнению с более поздними трансмиссионными маслами нигрол обладал слишком высокой вязкостью и низкой температурой застывания. Но в то же время он хорошо смазывал трансмиссии недорогих отечественных автомобилей, а также обеспечивал защиту от коррозии.
Нигрол использовался повсеместно в автомобильной и тракторной технике вплоть до 1950-х годов. Однако по мере развития машиностроения и усложнения конструкций трансмиссий требования к смазочным материалам возросли, и нигрол постепенно стал вытесняться более совершенными аналогами.
"Черное масло" нигрол прекратили выпускать в 1970-1980-х годах, когда отечественные автозаводы полностью перешли на новые стандарты смазок. Тем не менее в наши дни под этим названием все еще производят похожие продукты для специфических областей применения.
Причины отказа от использования нигрола
Несмотря на широкое применение, у нигрола был ряд недостатков, которые со временем стали критичными:
- Высокая вязкость, особенно на морозе, что приводило к большим потерям мощности
- Низкая температура застывания
- Недостаточные противоизносные свойства
- Высокая окисляемость смолистых соединений, что сокращало срок службы
Кроме того, с развитием автопрома возникли повышенные требования к физико-химическим свойствам трансмиссионных масел. В частности, для гипоидных передач требовались жидкости с более высокими противозадирными характеристиками. А нигрол их обеспечить не мог.
Поэтому с конца 1940-х годов нигрол начали постепенно заменять более современными аналогами, такими как ТАп-15, ТАп-10, ТЭп-15 и другие синтетические жидкости.
Нигрол - цена и качество
Несмотря на все недостатки, у дешевого нигрола было две веские причины для массового применения:
- Низкая стоимость. Для послевоенной разрушенной экономики это было критично.
- Хорошая защита от коррозии. Нигрол активно использовался для консервации техники на длительное хранение.
По сути, нигрол - это "цена", которую пришлось заплатить за возможность быстро наладить выпуск доступных транспортных средств в СССР в первой половине XX века. А его массовое применение - результат компромисса между стоимостью и качеством в условиях плановой экономики.
Современный "нигрол"
С прекращением действия ГОСТа в 1980-м году выпуск оригинального нигрола сошел на нет. Однако спрос на дешевые технические жидкости сохранился. Поэтому некоторые производители и сегодня выпускают масла с таким названием, но уже по собственным рецептурам и стандартам.
Современный "нигрол" мало похож на своего предшественника. В его производстве используется другое сырье, а рецептура включает различные присадки для улучшения эксплуатационных свойств. Например, производители Mostela и Ойлрайт позиционируют свои "нигролы" как масла уровня GL-1 и GL-2 соответственно.
Такие современные аналоги применяются для смазывания некритичных узлов в промышленном оборудовании, сельхозтехнике, станках. Но использовать их в автомобилях все же не рекомендуется.