Первый год жизни ребенка - это волшебное время, когда малыш активно развивается и познает окружающий мир. Как правильно организовать процесс обучения и игры с годовалым малышом? Давайте разберемся!
Физическое и двигательное развитие ребенка в 1 год
К концу первого года жизни ребенок осваивает основные движения - научается самостоятельно садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по лестнице. Для развития двигательных навыков рекомендуются следующие физические упражнения и подвижные игры:
- Игры с мячом (катание, ловля, бросание)
- Танцы под музыку (приседания, хлопки, повороты)
- Катание на каталке, толкая ее перед собой
- Лазание по лесенке, гимнастической стенке
- Ходьба с опорой (за руки взрослого, держась за мебель)
При выполнении любых физических упражнений важно соблюдать меры безопасности - использовать мягкое напольное покрытие, присутствовать рядом с ребенком, не оставлять его без присмотра на возвышенности или рядом с лестницей.
Сенсорное и познавательное развитие
В возрасте 1 года активно развиваются органы чувств ребенка, формируются первичные представления об окружающем мире. Рекомендуется проводить следующие игры и занятия:
- Игры с крупами и природными материалами (горох, фасоль, камушки) - пересыпание, различение на ощупь
- Сенсорные игрушки для развития осязания и слуха (пирамидки, вкладыши, музыкальные кубики)
- Дидактические игры на различение цвета и формы предметов
- Рассматривание и называние предметов на картинках
Такие игры и занятия стимулируют работу органов чувств, развивают восприятие, внимание и мышление ребенка.
Развитие речи и общения
К 1 году ребенок может произносить первые слова, понимает и выполняет простые инструкции. Для развития речевых навыков рекомендуется:
- Постоянно разговаривать с ребенком, комментировать свои действия и окружающую обстановку
- Читать детские стишки и потешки, показывая картинки
- Показывать и называть предметы, действия, признаки
Первые слова, которые произносит ребенок - это чаще всего названия близких людей ("мама", "папа"), игрушек и продуктов питания. Постепенно словарный запас расширяется. К году в норме ребенок может произносить около 10-15 простых слов.
Чтобы научить ребенка 1⁄2 года правильно и четко произносить звуки, рекомендуется выполнять артикуляционную гимнастику - делать забавные рожицы, посылать воздушные поцелуи, надувать щеки.
Такие игровые упражнения для развития речи помогут ребенку быстрее и качественнее овладеть навыками общения.
Эмоциональное и социальное развитие
В возрасте 1 года ребенок начинает активно проявлять свои эмоции - радость, грусть, гнев. Важно адекватно реагировать на эмоциональные всплески малыша: не ругать за слезы, не запрещать выплескивать гнев, а переключать внимание игрушками и физическими упражнениями.
Для социального развития полезно организовывать общение ребенка со сверстниками - на детской площадке, в гостях. Однако не следует заставлять ребенка общаться, если ему не хочется. Лучше предлагать варианты совместных игр (с мячом, песком, водой) и поощрять доброжелательное поведение.
Творческое и художественно-эстетическое развитие
Для развития детского творчества полезно предлагать ребенку заниматься рисованием, лепкой, конструированием из крупных деталей. В 1 год малышу еще сложно работать с карандашом, поэтому лучше использовать пальчиковые краски, гуашь, пластилин.
Рисунки ребенка в этом возрасте представляют собой хаотичные линии и пятна, однако сам процесс "творчества" доставляет малышу удовольствие. Поощряйте любое проявление фантазии!
Игры и игрушки для детей 1 года
Для развития ребенка очень важна игра. Игрушки для малышей 1 года должны быть безопасными, легко мыться и отвечать возрастным особенностям.
- Развивающие коврики с яркими изображениями, крупные мягкие фигурки животных
- Каталки, машинки на веревочке для катания за собой
- Музыкальные игрушки (погремушки, металлофон, бубен)
Полезно изготавливать для малыша игрушки своими руками из подручных средств - коробок, бумаги, ткани, пуговиц. Такие игрушки можно модернизировать и усложнять по мере развития ребенка.
Чтение, рассказывание, заучивание
В 1 год малыш с интересом рассматривает яркие картинки в детских книжках, хотя сам еще не умеет читать. Читая ребенку потешки, прибаутки, детские стихи, взрослый стимулирует развитие речи, памяти, воображения.
Рекомендуется выбирать короткие, веселые детские стихи с простым сюжетом и яркими иллюстрациями. Например, про животных, игрушки, еду. Читайте выразительно, четко проговаривайте слова.
Даже если ребенок пока плохо говорит, он будет радостно лепетать, подражая интонациям взрослого.
Режим дня для детей 1 года
Для гармоничного развития ребенка важно придерживаться режима дня. В один год рекомендуется:
- Ночной сон - не менее 11-12 часов
- Дневной сон - 2-3 часа
- Прогулка - не менее 4-6 часов в день
- Кормление - 5-6 раз, небольшими порциями
- Игры и занятия - по 10-15 минут несколько раз в день
Старайтесь заниматься с ребенком и играть перед дневным сном и после, чтобы малыш был активен и бодр, а перед ночным сном - наоборот, уделить время на спокойные игры и ритуалы (чтение книжки, пение колыбельной).
Питание ребенка в 1 год
В рацион ребенка 1 года нужно включать овощи, фрукты, крупы, мясо, рыбу, яйца, молочные продукты. Готовить еду лучше в виде протертых супов, каш, запеканок. Можно постепенно вводить хлебобулочные изделия, сухарики.
Важно соблюдать режим питания - еда должна быть небольшими порциями, но часто. Не перекармливать! И следить за реакцией организма ребенка на новые продукты.
Прогулки и игры на улице
Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.
Ежедневные прогулки обязательны для здоровья и полноценного развития детей 1 года. Гулять лучше 2-3 раза в день по 1-2 часа.
Во время прогулок можно 3⁄1 года:
- играть с мячом, пускать мыльные пузыри;
- рассматривать цветы, листья, насекомых;
- наблюдать за прохожими, транспортом.
Такая разнообразная активность на свежем воздухе очень полезна для развития ребенка.
Как организовать безопасную среду
Чтобы малыш активно развивался, ему нужна безопасная среда для игр и исследований. Что для этого нужно:
- Убрать из зоны доступа опасные и хрупкие предметы
- Закрыть розетки, углы мебели защитными накладками
- Прикрепить к стенам полки, стеллажи, чтобы мебель не опрокинулась
- Установить ворота безопасности у лестницы, балкон