Начало 2000-х годов ознаменовалось в российском автопроме бумом разработки новых моделей. ВАЗ также активно включился в этот процесс. Одним из самых интересных проектов того времени стала разработка преемника культовой "Оки" - модели ВАЗ-1121 "Ока-2". Этот автомобиль обещал стать достойным конкурентом зарубежным машинам А-класса. К сожалению, по ряду причин его так и не удалось запустить в производство. Давайте разберемся в этой уникальной, но неудавшейся попытке ВАЗа создать современную отечественную "микролитражку".
1. Предыстория создания ВАЗ-1121
Легендарная "Ока" (ВАЗ-1111) начала выпускаться в 1974 году и стала первым отечественным автомобилем микрокласса. Несмотря на миниатюрные размеры, двухцилиндровый двигатель объемом 0,6 л и примитивную конструкцию, "Ока" пользовалась большим спросом как доступное транспортное средство для города.
Однако к концу 1990-х годов морально устаревшая конструкция "Оки" уже не соответствовала современным требованиям по комфорту и безопасности. На смену ей требовался новый автомобиль с более современным дизайном и оснащением.
Первую попытку создать преемника "Оки" ВАЗ предпринял в 1998 году, представив концепт-кар ВАЗ-1901. Этот автомобиль в стиле биодизайна с каплевидным кузовом и панорамным лобовым стеклом похож не был на классические модели ВАЗа. Однако дальше прототипа дело не пошло из-за сложной экономической ситуации в стране.
2. Разработка ВАЗ-1121 "Ока-2"
К разработке новой "Оки" конструкторы ВАЗа вернулись в 2001 году. На этот раз перед ними стояла задача создать доступный по цене автомобиль, который соответствовал бы современным требованиям по дизайну, безопасности и комфорту.
"Ока-2" должна была стать полноценным 4-местным автомобилем, при этом сохранить компактные размеры и маневренность. Трехдверный кузов выполнили в традиционном для ВАЗа стиле, но с более современным дизайном. В отличие от панорамного лобового стекла ВАЗ-1901, на ВАЗ-1121 появился классический угловатый капот.
ВАЗ-1121 оснащался новым 3-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1.1 литра и мощностью 50 л.с. Также рассматривалась возможность установки 4-цилиндрового мотора от ВАЗ-2110 объемом 1.5 литра мощностью 75 л.с.
По сравнению с "Окой" новая модель стала длиннее на 25 см (до 344 см), шире на 12 см (до 154 см) и выше на 4 см (до 151 см). Это позволило создать более просторный и комфортабельный салон с обновленной панелью приборов и современным оснащением:
- Кондиционер
- Электростеклоподъемники
- Центральный замок
- Регулируемое рулевое колесо
- Подготовка под аудиосистему
Безопасность обеспечивалась усиленным кузовом, ремнями и подушкой безопасности водителя. Тормозная система аналогична ВАЗ-2108. Подвеска сохранила независимую конструкцию спереди и цельную балку сзади.
В итоге ВАЗ-1121 "Ока-2" стала гораздо более современным и комфортабельным автомобилем по сравнению с ВАЗ-1111, сохранив при этом доступную цену и небольшие габариты.
3. Подготовка к производству
Первые ходовые прототипы ВАЗ-1121 были изготовлены в 2004 году. Испытания новой модели проводились в течение 2005-2007 годов. Результаты показали хорошую управляемость, достаточную динамику и плавность хода.
Планировалось наладить выпуск до 100 тысяч автомобилей ВАЗ-1121 в год по цене не выше 5000 долларов. Однако проблемой стала нехватка производственных мощностей на самом ВАЗе, где велась подготовка к выпуску приоритетных моделей - ВАЗ-2110 и "Калина".
Рассматривались варианты запуска конвейера ВАЗ-1121 на других предприятиях - КамАЗе, СеАЗе, ЗИЛе. Но в итоге так и не удалось найти инвестора, готового профинансировать организацию нового производства под модель, которая еще не зарекомендовала себя на рынке.
К 2007 году работы над проектом ВАЗ-1121 "Ока-2" были свернуты. Готовность автомобиля к выпуску оценивалась на уровне 70%, однако так и не было принято решение о запуске его в серийное производство.
Таким образом, несмотря на высокий уровень проработки, перспективную модель ВАЗ-1121 постигла печальная судьба многих отечественных разработок 1990-2000-х годов, которым не хватило финансирования для воплощения в жизнь.
4. Перспективы модели
Несмотря на провал запуска в производство, ВАЗ-1121 "Ока-2" обладала высоким потенциалом и могла бы стать востребованной моделью как на внутреннем, так и на внешних рынках.
В начале 2000-х годов в России сохранялся устойчивый спрос на доступные по цене отечественные автомобили, к которым могла бы относиться "Ока-2". Даже несмотря на растущую популярность иномарок, покупатели ценили привычное качество и надежность ВАЗа.
За рубежом ВАЗ-1121 могла бы заинтересовать покупателей в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, где существовал спрос на недорогие и неприхотливые автомобили. Ключевыми конкурентами на этих рынках являлись микролитражки А-класса от западных концернов.
5. Сравнение ВАЗ-1121 с зарубежными аналогами
Несмотря на скромные размеры и двигатель объемом 1.1 литра, ВАЗ-1121 имела все шансы успешно конкурировать с зарубежными моделями А-класса, такими как:
- Smart Fortwo
- Toyota Aygo
- Hyundai i10
- Kia Picanto
По сравнению с ними "Ока-2" выгодно выделялась вместительным салоном, простором для 4 взрослых пассажиров и большим багажником. К тому же отечественная разработка обещала более выгодное соотношение цены и качества.
6. Возможность возрождения проекта
Идея бюджетного микро-хэтчбека, сочетающего компактность, вместительность и доступную цену, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Поэтому в будущем проект ВАЗ-1121 или аналогичной модели мог бы быть успешно реализован при благоприятных экономических условиях.
Создание конкурентоспособного отечественного автомобиля А-класса позволило бы расширить модельный ряд АвтоВАЗа и завоевать новую нишу на внутреннем и внешних рынках. Это особенно актуально в условиях санкций и импортозамещения в российской экономике.
7. Наследие ВАЗ-1121
Несмотря на то, что в серию ВАЗ-1121 так и не пошла, эта модель оставила заметный след в истории отечественного автомобилестроения.
Во-первых, проект позволил накопить ценный опыт разработки современного автомобиля А-класса, соответствующего мировым стандартам.
Во-вторых, многие наработки по дизайну и конструкции, сделанные для ВАЗ-1121, впоследствии были использованы при создании таких моделей, как Lada Kalina
и Lada Granta
.
И наконец, этот проект еще раз продемонстрировал потенциал инженерной школы АвтоВАЗа, способной создавать конкурентоспособную технику даже в непростых экономических условиях 1990-2000-х годов.