Комсомольский нефтеперерабатывающий завод за 80 лет превратился из небольшого предприятия в гиганта нефтепереработки на Дальнем Востоке России. Как развивалось это предприятие на протяжении десятилетий и что его ждет в будущем?
1. История создания и первые годы работы завода
Строительство Комсомольского НПЗ началось в 1938 году по решению наркомата топливной промышленности СССР. Первоначальной целью была переработка нефти с месторождений Сахалина. Но уже через год началась Великая Отечественная война, которая внесла свои коррективы.
Тем не менее, 1 декабря 1942 года завод был запущен в эксплуатацию, несмотря на военное время. Его мощность составляла 500 тыс. тонн нефти в год. С самого начала предприятие поставляло горючее для нужд фронта.
Однако снабжение завода сырьем было затруднено. Нефтепровод из Охи на первом этапе доставлял нефть только до порта Софийск, а далее ее перевозили по Амуру баржами в период навигации. Лишь к 1952 году нефтепровод был полностью достроен.
В послевоенные годы Комсомольский НПЗ постепенно наращивал производственные мощности. В 1962 году заработала установка по производству этиловых смесей и высокооктановых авиационных бензинов. К 1965 году мощность завода выросла до 1,35 млн тонн переработки нефти в год. Вводились новые технологические объекты, такие как коксо-кубовая установка в 1968 году.
2. Период расцвета и лидерства на Дальнем Востоке
Комсомольский НПЗ достиг пика развития в 1970-80-х годах. Активно велась модернизация производства. К 1972 году мощность НПЗ выросла уже до 2 млн тонн переработки в год. Помимо сахалинской нефти, завод начал перерабатывать и западносибирскую нефть, доставляемую по железной дороге.
Важной вехой стал 1979 год, когда заработала новая установка ЭЛОУ-АВТ-3 мощностью 3 млн тонн нефти в год. Это позволило Комсомольский НПЗ упрочить лидерство на Дальнем Востоке СССР.
После распада Советского Союза в начале 1990-х годов завод вошел в состав нефтяной компании "Роснефть". Началась масштабная реконструкция предприятия. В 2002 году была введена в строй установка ЭЛОУ-АВТ-2 и блок изомеризации для производства высококачественных бензинов.
За два десятилетия с 1990-х по 2010-е годы на Комсомольский НПЗ были направлены средства на техническое перевооружение и повышение эффективности производства. Было модернизировано большинство ключевых технологических объектов завода.
В результате Комсомольский НПЗ перешел на выпуск автомобильного топлива 5-го экологического класса. Также была увеличена глубина переработки нефти за счет вторичных процессов.
3. Реализация программы модернизации
В последние годы Комсомольский НПЗ активно реализует программу комплексной модернизации производства. Цель - дальнейшее повышение эффективности, расширение ассортимента продукции, снижение воздействия на окружающую среду.
Одним из ключевых проектов стала реконструкция установки каталитического риформинга с установкой блока предфракционирования сырья мощностью 1,5 млн тонн в год. Это дает возможность Комсомольский НПЗ получать дополнительные объемы высококачественного бензина стандарта "Евро-5".
4. Стабильные поставки сырья по "ТС ВСТО"
Важным фактором развития Комсомольский НПЗ стало подключение к системе магистральных нефтепроводов "ТС ВСТО" в 2019 году. Был построен 293-километровый нефтепровод-отвод на завод.
Это позволило обеспечить стабильные поставки высококачественной нефти марки ESPO в объеме до 8 млн тонн в год для нужд ООО "Комсомольский НПЗ". Теперь завод не зависит от прежнего способа доставки сырья железнодорожным транспортом.
5. Увеличение экспорта продукции
Благодаря модернизации Комсомольский НПЗ наращивает экспортный потенциал. Основные поставки осуществляет дочерняя компания ООО "РН-Востокнефтепродукт", управляющая сетью АЗС в Дальневосточном регионе.
Также реализуется экспорт через порт Ванино в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Японию, Южную Корею, Вьетнам. Для отгрузки используются мощности Находкинского морского терминала, входящего в состав ООО "Роснефть".
6. Строительство новых объектов
В планах Комсомольский НПЗ строительство крупного комплекса гидрокрекинга и объектов общезаводского хозяйства. Это позволит увеличить глубину переработки нефти до 92% и выпуск дополнительных объемов топлива стандарта "Евро-5".
Реализация данного проекта важна и для развития Дальнего Востока. Он обеспечит создание новых рабочих мест, расширение налоговой базы Хабаровского края, рост инвестиций в регион.