Почему Манилов в поэме «Мертвые души» — мертвая душа?
Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - зеркало русского общества XIX века. Образ помещика Манилова воплощает в себе один из главных пороков дворянства того времени - духовную пустоту и бездействие. Давайте разберемся, почему Манилова можно назвать "мертвой душой".
Характеристика Манилова в поэме
Манилов предстает перед читателем как человек средних лет, приятной наружности, со светлыми волосами и голубыми глазами. Его манеры изысканны и утонченны, но в них чувствуется некая наигранность и приторность:
Лицо его приятностью своею пленяло с первого раза. Все черты были нежны и приглядны, в улыбке просвечивала добросердечность, в разговоре — деликатность. В голосе, в движениях рук и ног царствовала какая-то усиковая плавность.
Но эта внешняя мягкость и сладость скрывает полное безразличие Манилова к окружающей жизни. Он совершенно не интересуется хозяйством и положением своих крестьян:
- Дом в его усадьбе продувается всеми ветрами.
- Пруд зарос тиной.
- Крестьяне разленятся и вышли из повиновения.
Все хозяйство Манилов доверил нерадивому приказчику, а сам предается праздным мечтаниям и фантазиям в своем "храме уединенного размышления":
Там представлял он себе разные красивые вещи: каменные колоннады, стены, увитые виноградом, клумбы, львы, которые фонтаном бьют изо ртов воду. Он называл это уединенное место храмом уединенного размышления.
Эти мечты носят совершенно фантастический и оторванный от жизни характер. Например, Манилов хотел:
- Построить такой высокий бельведер, чтобы оттуда можно было увидеть Москву.
- Вырыть подземный ход из своего дома в неизвестном направлении.
- Перекинуть через пруд такой каменный мост, по которому могли бы разъезжать торговцы со своими товарами.
Когда Чичиков заводит разговор о количестве умерших крестьян, то Манилов даже не может вспомнить их имена и численность. Для него крепостные - это просто "мертвые души", которыми он охотно и безвозмездно делится с гостем:
− Я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.
Такое равнодушно-пренебрежительное отношение к людям выдает в Манилове отсутствие живого человеческого чувства и истинных нравственных ценностей.
Причины духовного омертвления Манилова
Что является причиной такого омертвления души у Манилова? Прежде всего, это его праздный и бесцельный образ жизни. У этого помещика совершенно отсутствуют какие-либо жизненные стремления, он не пытается чего-то добиться или улучшить:
- Ему абсолютно безразлично состояние его имения и положение крестьян.
- Он не стремится привести свои многочисленные мечты в исполнение.
- Даже простые бытовые нужды, вроде починки дома, не заставляют его предпринять какие-либо усилия.
Кроме того, Манилов совершенно равнодушен и к окружающему миру, и к людям. Он не интересуется их жизнью, проблемами, нуждами. Ему чужды как радости, так и горести других. Это проявляется в его отношении к крепостным, которых он воспринимает как безликую массу "мертвых душ".
Наконец, у Манилова отсутствуют воля и твердость характера. Он всем стремится угодить, поддакивает собеседнику, не имеет собственного мнения. Это видно из его разговора с Чичиковым, когда Манилов легко соглашается отдать мертвые души и даже благодарит за такое предложение.
Такая слабость и безволие не позволяют Манилову осуществить ни один из своих грандиозных планов в реальности. Он обречен вечно существовать лишь в иллюзорном мире грез и химер.
И в этом - причина его духовной смерти при физической жизни.
Маниловщина как социальное явление
Явление, подобное Манилову, получило в русской культуре название "маниловщина". Это целый социальный феномен, широко распространенный в среде дворянства XIX века. Причины его возникновения кроются в особенностях тогдашней жизни:
- Дворянам не нужно было работать или заботиться о пропитании - все доставалось благодаря труду крепостных.
- Высокое положение исключало дворян из всех житейских забот.
- Отсутствовали стимулы для личностного и духовного роста.
В результате многие аристократы впадали в праздность, апатию и равнодушие к жизни. Их внутренний мир опустошался, превращаясь в "мертвую душу" при внешнем благополучии.
Сравнение Манилова с другими литературными героями
"Маниловщина" как типаж встречается и у других писателей. Яркий пример - Обломов из одноименного романа Гончарова. Этот персонаж тоже ведет праздный образ жизни, полный несбыточных фантазий и планов. Разница лишь в том, что Обломов вызывает к себе сочувствие, а Манилов - насмешку и неприятие из-за своей показной сладости.
Манилов как олицетворение вырождения дворянства
В образе Манилова ярко проявляется упадок и деградация дворянского сословия. Этот персонаж утрачивает те ценности, которые традиционно приписывались аристократии:
- Благородство и великодушие
- Честь и достоинство
- Забота о подданных
- Служение Отечеству
Вместо этого Манилов олицетворяет равнодушие, эгоизм, нравственное убожество. Он видит в крепостных лишь безликую массу "мертвых душ", а не живых людей. И дарит эти "души" Чичикову с такой легкостью, словно это просто вещи.
Так писатель показывает пошлость и духовную деградацию дворянства своего времени.
манилов почему мертвая душа
Изображая Манилова, Гоголь, прежде всего, хотел показать один из пороков тогдашнего дворянского общества - равнодушие к окружающим людям и их судьбе. Манилов не просто бездействует сам - он игнорирует нужды и положение своих крепостных крестьян, для которых он должен быть опорой и защитником. Это нравственно уродливое явление Гоголь и называет "мертвой душой".
Значение образа Манилова в поэме
Образ Манилова играет важную роль для раскрытия основной идеи произведения - обличения нравственных пороков общества. Его "мертвая душа" резко контрастирует с живым и активным Чичиковым, показывая разный уровень духовного развития героев.
Кроме того, именно слабость и безволие Манилова позволяют Чичикову легко обмануть его и заполучить "мертвые души". Такой контраст между этими персонажами высвечивает пороки каждого из них.