Почему в информационном обществе возрастает значимость образования: роль знаний в современном мире
Сегодня мы живем в эпоху стремительных технологических перемен. Развитие информационных и коммуникационных технологий кардинально меняет общество, экономику и рынок труда. В таких условиях значимость образования только возрастает.
Характерные черты информационного общества
Информационное общество — это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
Для информационного общества характерны следующие черты:
- Приоритет информации и знаний как важнейшего стратегического ресурса;
- Высокий уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий;
- Создание единого информационного пространства;
- Глобальный и открытый характер;
- Доминирование интеллектуального труда над физическим.
Таким образом, в информационном обществе происходит переход от преимущественно индустриального способа развития к инновационному типу, основанному на знаниях и новых научных разработках.
Почему в информационном обществе возрастает значимость образования
В условиях информационного общества образование становится важнейшим стратегическим ресурсом и залогом успешного развития. Почему его значимость возрастает?
- Глобализация и рост конкуренции требуют постоянного обновления знаний. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно уметь быстро переобучаться.
- Непрерывное образование в информационном обществе должно быть непрерывным, охватывать всю жизнь человека. Это условие адаптации к быстро меняющимся реалиям.
- Инвестиции в человеческий капитал через систему образования становятся залогом успешного экономического развития.
- Качественное образование необходимо для перехода к инновационной экономике, основанной на внедрении новых знаний и технологий.
Таким образом, почему в информационном обществе возрастает значимость образования связано с формированием нового типа экономики и социальных отношений, где ключевым ресурсом становятся компетенции и способность к инновациям.
Знания как стратегический ресурс информационного общества
В основе информационного общества лежит то, что принято называть «экономикой знаний». Ее отличает следующее:
- Основной производительной силой являются знания и информация;
- Конкурентные преимущества достигаются за счет внедрения инноваций и новых технологий;
- Ключевым фактором развития становится интеллектуальный капитал;
- Происходит коммерциализация новых знаний.
Существуют различные классификации знаний. Основные из них:
- Декларативные (знания-что) – факты и верования;
- Процедурные (знания-как) – умения, навыки;
- Каузальные (знания-почему) – причинно-следственные знания.
Для трансляции и накопления знаний ключевую роль играет система образования. Необходимы также специальные инфраструктурные решения, такие как технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий.
Новые вызовы для системы образования
Переход к информационному обществу и экономике знаний ставит перед системой образования принципиально новые задачи.
Университеты из учебных заведений должны трансформироваться в многопрофильные центры подготовки высококвалифицированных кадров, генерации новых научных знаний, разработки и внедрения инновационных технологий.
Изменение роли университетов
Современные университеты берут на себя роль драйверов технологического и социально-экономического развития территорий. Они становятся ядром региональных инновационных экосистем. Это требует тесной интеграции образования, науки и бизнеса при поддержке органов власти.
Адаптация образовательных программ под запросы рынка труда
Система образования должна оперативно реагировать на появление новых профессий и изменение квалификационных требований. Необходим не только пересмотр учебных программ, но и новые гибкие формы обучения – дополнительное образование, краткосрочные курсы, стажировки.
Развитие электронного и дистанционного образования
Информационные технологии позволяют обеспечить массовый доступ к образовательным ресурсам независимо от места проживания. Онлайн-курсы, вебинары, образовательные платформы становятся важной частью системы непрерывного образования.
Повышение квалификации преподавателей
Ускорение научно-технического прогресса требует и от преподавателей постоянного обновления знаний, овладения новыми технологиями. Для этого необходимы программы стажировок, научных исследований, повышения квалификации.
Новые источники финансирования образования и науки
Государственного финансирования для решения стоящих задач уже недостаточно. Требуются новые модели, включающие частные инвестиции в образовательные стартапы, исследовательские проекты, программы развития инноваций.