Ценовая эластичность: коротко о главном

Первый закон экономики утверждает, что между спросом на товар и ценой на него имеется обратная зависимость. Однако это слишком общее утверждение. Для экономистов не менее важно измерять степень реакции потребителей на изменяющуюся цену, ведь на разных рынках при одном и том же изменении стоимости товара, количество, которое желает приобрести потребитель, меняется по-разному. 

Понятие ценовой эластичности

Для измерения чувствительности спроса или реакции изменения величины спроса на изменение стоимости товара используется показатель, который называется "эластичность по цене". Иными словами, эластичность представляет собой отношение выраженного в процентах изменения спроса к выраженному в процентах изменению стоимости товара.

Количественная мера получила название "коэффициент эластичности", который дает понять, на сколько процентов поменяется величина спроса после изменения цены товара на один процент. В связи с наличием обратной зависимости между стоимостью товара и величиной спроса на него, коэффициент эластичности всегда принимает значение меньше нуля. Однако для целей сравнения экономисты минусом пренебрегают, используя абсолютную величину коэффициента.

Интерпретация коэффициента эластичности

Значение, которое приобретает ценовая эластичность в каждом отдельном случае, позволяет судить экономистам о степени эластичности спроса на изучаемый товар. В зависимости от этого выделяют следующие группы товаров: 

  1. Товары, спрос на которые эластичен. У них коэффициент эластичности принимает значение больше единицы. В этом случае имеет место чуткая реакция покупателей на изменение стоимости товара, вследствие чего спрос меняется в большей степени, чем стоимость. При такой ситуации изменение стоимости товара влечет изменение совокупной выручки от его продажи в обратном направлении.
  2. Товары с неэластичным спросом. Ценовая эластичность, рассчитанная для них, принимает значение меньше единицы. В случае снижения цены на товары, имеющие неэластичный спрос, увеличение спроса недостаточно для компенсации упавшей выручки, в результате вслед за ценой выручка от продаж падает.
  3. Товары, ценовая эластичность которых равна единице. Цена и величина спроса в таком случае изменяются одинаково, в результате ни снижение, ни увеличение стоимости не изменяет выручку от продажи. 

Методы вычисления эластичности

Коэффициент эластичности можно вычислить двумя способами:

- При расчете дуговой эластичности во внимание берутся две точки, между которыми и измеряется значение эластичности.

- Точечная эластичность спроса по цене представляет изменение величины спроса при бесконечно маленьком изменении цены. Дело в том, что график спроса имеет выпуклую форму. Все это ведет к тому, что ценовая эластичность в каждой точке графика принимает различные значения.

Определение ценовой эластичности порой вызывает трудности в понимании, но без этого не обойтись ни одной компании. В процессе принятия решений по поводу ценовой политики, организации должны руководствоваться эластичностью спроса на товар, чтобы изменение выручки вслед за изменением стоимости не стало неожиданным.

Комментарии