Река Тигр - в какой известной стране она протекает? Читайте нашу статью и узнайте!
Реки Тигр и Евфрат берут начало в горах Турции, затем протекают по территории Сирии и Ирака, впадая в Персидский залив. Водные ресурсы этих рек имеют важнейшее значение для всех трех стран бассейна. Однако существуют серьезные разногласия относительно принципов использования вод Тигра и Евфрата.
В статье подробно рассматриваются основные противоречия между Турцией, Сирией и Ираком по вопросам трансграничного вододеления, анализируются причины конфликта и возможные пути его решения.
Начинается в Турции: в какой стране река Тигр протекает
Река Тигр является третьей по протяженности рекой Ближнего Востока после Нила и Евфрата. Она берет начало в горах Восточной Турции, протекает через Ирак и впадает в Персидский залив. Исторически Тигр был важной транспортной артерией Месопотамии и колыбелью древних цивилизаций шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев.
На Тигре в 1985 г. сооружены: водохранилище Мосул (одно из самых крупных в Ираке, полный объем 11,1 км 3, площадь 280 км2), плотина и ГЭС. Плотина находится на грани разрушения, т. к. коренные породы (известняки, гипсы, ангидриты), на которых она построена, подвержены карстообразованию.
В докладе Корпуса военных инженеров США (сентябрь 2006) сказано, что плотина Мосул – самая опасная в мире и в случае ее прорыва могут быть затоплены города Мосул и Багдад. Ниже по течению расположены барражи (многоцелевые заграждения на реке) Самарра, Эль-Кут (Ирак) и др. На притоках Тигра построены крупные водохранилища и плотины Дукан (на реке Малый Заб), Дарбандхан (на реке Дияла) и др. В рамках проекта развития сельскохозяйственного региона Юго-Восточная Анатолия, включающего создание каскада водохранилищ и ГЭС в бассейнах Тигра и Евфрата, на территории Турции в 2006–2018 гг. сооружено крупное водохранилище Илису (объем 10,4 км3, площадь 280 км2).
Позиции сторон в вопросе распределения водных ресурсов
Турция, контролируя верховья Тигра, занимает самую сильную позицию в этом водном треугольнике. Она реализует масштабный проект по строительству плотин и ГЭС, что позволяет ей регулировать сток реки. Турция считает свои действия законными и настаивает на двусторонних переговорах без посредников.
Ирак и Сирия выступают за совместное управление Тигром и справедливое распределение его стока. Они неоднократно обвиняли Турцию в нарушении их интересов и приостановке стока. Эти страны пытались привлечь к урегулированию конфликта Лигу арабских государств и международные организации, но безрезультатно.
Особенно уязвимое положение у Сирии, которая сильно зависит от турецкой воды, но не может оказать давление на своего северного соседа. Ирак тоже нуждается в воде Тигра для южных регионов, но чуть менее зависим от него.
Роль внешних сил в урегулировании водного конфликта
Хотя водный конфликт в бассейне Тигра носит региональный характер, в его урегулирование периодически вмешивались внешние силы, например США.
Для обеспечения водой засушливых и полупустынных районов, лежащих вблизи речной долины, в Ираке и Турции на Тигре имеется множество плотин. Они являются результатом продолжающегося до сих пор полномасштабного преобразования речной системы Тигра и Евфрата, которое началось в XX веке, получив наибольшее развитие со второй половины XX века, будучи обусловлено экономическим ростом после окончания Второй мировой войны и увеличением потребности в водных ресурсах для энерго — и водоснабжения.
В то же время продолжающееся создание каскада крупных плотин служит причиной возникновения множества трансграничных конфликтов, устранение которых во многом зависит от разработки методов решения проблем интегрированного управления водными ресурсами силы.
В последние годы наблюдается тенденция к региональному урегулированию без участия внешних игроков. Турция проявляет большую гибкость, а арабские страны идут на компромисс. Тем не менее, риски внешнего давления сохраняются.
Перспективы регионального водного сотрудничества
Несмотря на многолетнюю конфронтацию, в последнее время наметились позитивные сдвиги в вопросе совместного использования водных ресурсов Тигра, протекающего в Ираке.
В частности, по инициативе Турции был создан Совместный водный институт, куда вошли эксперты трех стран региона. Его задача - выработка общих подходов к управлению трансграничными водами, строительству инфраструктуры и мониторингу экологической ситуации.
Кроме того, Сирия и Турция договорились о совместном строительстве плотины на одном из притоков Тигра. А Ирак пошел на компромисс и снял возражения против турецкой плотины Илису на Тигре, что снимает остроту одного из камней преткновения.
Эксперты связывают эти позитивные сдвиги с общим улучшением отношений между странами региона и заинтересованностью в решении общих задач. Тем не менее, полного и окончательного урегулирования пока нет, сохраняются взаимные подозрения и угроза обострений.
Выводы
Река Тигр на протяжении десятилетий являлась объектом острого трансграничного водного конфликта в бассейне Тигра-Евфрата.
Столкновение интересов происходило между Турцией, контролирующей верховья, с одной стороны, и нуждающимися в воде для ирригации Ираком и Сирией - с другой.
Однако в последнее время наметились позитивные подвижки в сторону налаживания регионального водного сотрудничества без вмешательства внешних сил.
Тем не менее, окончательного и полного урегулирования пока нет, сохраняются взаимные подозрения и угроза обострения в засушливые годы. Нужны дополнительные усилия для закрепления позитивной тенденции в бассейне одной из ключевых рек Ближнего Востока.