Возрастные кризисы по Эриксону: путь к зрелости или тупик развития?
Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона основана на идее, что на каждом этапе жизни человек сталкивается с определенным кризисом. Успешное разрешение этого кризиса ведет к дальнейшему росту и зрелости личности. Неудачное преодоление приводит к застреванию на данной стадии и появлению психологических проблем.
В своей теории Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития от рождения до старости. Каждая стадия характеризуется своим кризисом и задачами, которые необходимо решить для перехода к следующему этапу жизни. Так, в младенчестве важно сформировать базовое доверие к миру, в дошкольном возрасте - чувство автономии, в подростковом - идентичность и т.д.
Стадии психосоциального развития по Эриксону
Эрик Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития личности на протяжении всей жизни человека - от рождения до старости. Каждая стадия характеризуется определенным психосоциальным кризисом, который человек должен преодолеть для успешного развития.
- 1 стадия (0-1 год) - кризис доверия против недоверия.
- 2 стадия (1-3 года) - кризис автономии против стыда и сомнения.
- 3 стадия (3-6 лет) - кризис инициативы против вины.
- 4 стадия (6-12 лет) - кризис трудолюбия против чувства неполноценности.
- 5 стадия (12-19 лет) - кризис идентичности против диффузии ролей.
- 6 стадия (20-25 лет) - кризис близости против изоляции.
- 7 стадия (26-64 года) - кризис продуктивности против застоя.
- 8 стадия (после 65 лет) - кризис целостности Эго против отчаяния.
Успешное разрешение кризиса на каждой стадии ведет к обретению определенной добродетели и уверенности в своих силах. Неудачное преодоление кризиса может привести к фиксации на соответствующей проблеме и затруднениям в дальнейшем развитии. По Эриксону, в любом возрасте человек способен вернуться к не разрешенным в детстве психологическим задачам и проработать их.
Кризис новорожденности: формирование базового доверия
Первая стадия психосоциального развития по Эриксону охватывает период от рождения ребенка до 1 года. Основная психологическая задача этого периода - формирование чувства базового доверия к миру или, наоборот, базового недоверия.
В возрасте 0-1 год ребенок полностью зависит от взрослых, которые удовлетворяют его жизненно важные потребности. Регулярный уход, внимание и забота, теплое эмоциональное общение формируют у ребенка чувство надежности окружающего мира и доверия к людям, способным удовлетворить его потребности. При нерегулярном уходе, невнимании со стороны матери или других взрослых возникает базовое недоверие к миру как враждебному и непредсказуемому, с которым ребенок не может совладать.
- «Базовое доверие против базового недоверия к миру» - вот основной психологический кризис новорожденности по Эриксону. От выхода из этого кризиса зависит дальнейшее развитие личности.
- Успешное разрешение кризиса, то есть формирование базового доверия, закладывает основы здоровой, доброжелательной и счастливой личности, готовой идти навстречу новому опыту и взаимодействию с миром.
- Неудачное прохождение кризиса порождает избыточную настороженность, подозрительность, мнительность и недоверие к окружающему - черты тревожно-мнительного типа личности с затрудненным социальным взаимодействием.
В первые месяцы своей жизни, на стадии кризиса новорожденности (по Эриксону), ребенок формирует модель мира и модель отношений с этим миром. Содержание этих базовых моделей влияет на все последующее восприятие и поведение человека.
Кризис раннего детства: становление автономии
Вторая стадия психосоциального развития по Эриксону охватывает ранний детский возраст с 1 до 3 лет. Это период интенсивного физического, когнитивного и социального развития ребенка. Основным психологическим достижением является обретение чувства автономии и самоконтроля.
В 1-3 года ребенок активно осваивает физические навыки (ходьбу, бег, лазание), развивает речь, начинает контролировать физиологические функции организма. Расширение самостоятельности и возможностей требует одобрения и поддержки со стороны родителей. Чрезмерные ограничения или равнодушие взрослых блокируют развитие самоконтроля и автономии.
Отношение родителей в этот период определяет успешность прохождения «кризиса автономии против стыда и сомнения» по Эриксону. Благоприятный исход ведет к формированию самоконтроля и гордости собой. Неблагоприятный может закрепить чувство неуверенности, стыда и сомнения в своих способностях. Это негативно сказывается на самооценке ребенка.
Дошкольный кризис: инициатива или вина
Третья стадия охватывает дошкольный возраст от 3 до 6 лет. Ведущей деятельностью становится ролевая игра, позволяющая ребенку моделировать социальные роли и отношения. Психологической задачей является развитие инициативы и творческого потенциала личности.
В игре ребенок берет на себя различные роли, проигрывает сюжеты из реальной жизни и придумывает новые. Для полноценного развития в дошкольном возрасте важно поощрение детской инициативы и фантазии со стороны взрослых. Однако родители нередко ограничивают активность ребенка из-за опасений за его безопасность.
«Кризис инициативы против вины» по Эриксону заключается в конфликте между стремлением ребенка к активной деятельности и самовыражению и ограничениями со стороны взрослых. Благоприятное разрешение кризиса ведет к развитию творческой инициативы и уверенности в себе. В противном случае закрепляется чувство вины и сомнения в праве на собственную активность.
Положительный исход кризиса | Отрицательный исход кризиса |
- Развитие инициативы и творческого потенциала | - Чувство вины и самоограничение активности |
- Уверенность в себе и своих силах | - Неуверенность и робость |
На стадии дошкольного детства важно поддерживать детскую инициативу и направлять активность в социально приемлемое русло. Это позволит успешно пройти очередной психосоциальный кризис по Эриксону и заложить основы творческого потенциала личности.
Школьный кризис: усердие и компетентность
Четвертая стадия охватывает младший школьный возраст от 6 до 12 лет. Центральным новообразованием становится учебная деятельность, требующая организованности, дисциплинированности и прилежания. Ребенок учится подчинять свое поведение требованиям учителей и школьным правилам.
Успешное овладение новой социальной ролью ученика, освоение учебного материала и школьных навыков способствуют формированию чувства компетентности и уверенности в своих силах. Проблемы с учебой, конфликты с учителями и одноклассниками, наоборот, порождают ощущение собственной несостоятельности.
«Кризис усердия против чувства неполноценности» по Эриксону отражает эту ситуацию выбора в младшем школьном возрасте. Благоприятное разрешение кризиса ведет к развитию трудолюбия и компетентности. В противном случае формируется стойкое ощущение неспособности справляться с жизненными задачами.
Успешная адаптация к школе и учебе имеет огромное значение для преодоления возрастного кризиса на данном этапе психосоциального развития и формирования установки на достижение успеха в будущих начинаниях.
Подростковый кризис: поиск идентичности
Пятая стадия охватывает подростковый возраст от 12 до 19 лет. Это период бурного физиологического созревания, а также интенсивного развития самосознания. Подросток задается вопросами «Кто я?», «Какой я?», что является частью поиска личностной идентичности.
Отношения со сверстниками, переживания, связанные с внешностью и физиологическими изменениями, влияют на формирование представления о себе. Подросток примеряет различные социальные роли, пробы различных образов «Я». Удачное решение кризиса идентичности ведет к ощущению внутренней цельности и непротиворечивости с разных сторон рассматриваемого «Я».
Неудачный исход возрастного кризиса идентичности по Эриксону связан с неопределенностью жизненных планов, диффузией социальных ролей и ценностных ориентаций. Это чревато подростковой делинквентностью, уходом в асоциальные группы, нарушениями поведения.
На данной стадии психосоциального развития подростку необходимо помочь самоопределиться, поддержать в поиске ответов на вопросы о смысле и ценности собственной жизни. Это позволит пережить возрастной кризис идентичности и обрести чувство устойчивости и направленности развития.
Кризис ранней зрелости: близость и изоляция
Согласно Эриксону, кризис ранней зрелости наступает в возрасте 20-25 лет. Это период получения полной социальной самостоятельности и одновременно период установления близких связей с другими людьми. Если человек успешно справляется с задачами данного возраста, у него развивается способность к бескорыстному переживанию благополучия близких («интимность» по Эриксону) и к активному участию в жизни общества.«Возрастные кризисы по Эриксону» — 1
- установление тесных взаимоотношений
- выбор карьеры и профессиональное развитие
Если задачи не решаются, происходит «изоляция» — человек отстраняется от общества и близких, сконцентрировавшись на себе. Изолированный человек испытывает одиночество и трудности в межличностных отношениях. Он может вести поверхностный образ жизни или демонстрировать самоутверждение через рискованное и импульсивное поведение.«Кризисы по Эриксону» — 1
«Интимность» | «Изоляция» |
Близкие отношения с другими | Одиночество и замкнутость |
В кризисе ранней зрелости личность стоит на распутье между способностью к близости и теплым отношениям, с одной стороны, и изоляцией — с другой. Путь к полноценной зрелости лежит через преодоление этого кризиса и обретение интимности.
Кризис средней зрелости: генеративность и самоабсорбция
Следующий кризис по Эриксону наступает в период средней зрелости, между 26 и 64 годами. Это время активной самореализации человека в профессии, а также период заботы о подрастающем поколении — собственных детях или учениках. «Возрастные кризисы по Эриксону» в этом возрасте определяют две ветви развития: «генеративность» или «самоабсорбция».
Генеративность
Под «генеративностью» Эриксон понимал заботу о будущих поколениях, стремление передать им накопленные знания и культурные ценности. Генеративный человек ощущает свою полезность и нужность обществу. Он творчески подходит к работе, развивает профессиональные навыки, участвует в обучении и воспитании молодежи.
Самоабсорбция
На другой ветви развития находится самоабсорбированный человек. Такой человек сосредоточен исключительно на себе и удовлетворении личных амбиций и желаний. Ему чужды забота о других и стремление что-то передавать следующим поколениям. Все силы тратятся им на погоню за властью, деньгами, удовольствиями. Согласно Эриксону, неспособность к генеративности в среднем возрасте чревата духовным кризисом и чувством, что жизнь прошла зря.
«Генеративность» | «Самоабсорбция» |
Забота о будущих поколениях | Сосредоточенность на собственных амбициях |
Кризис среднего возраста заключается в противоречии между генеративностью — с ее направленностью вовне, на общество и культуру, — и самоабсорбцией как замыканием в собственном мирке. Преодоление этого кризиса идет по пути развития генеративности, зрелого творчества и заботы о будущем.
Кризис поздней зрелости: эго-интеграция или отчаяние
Последний возрастной кризис по Эриксону наступает после 65 лет. Это период подведения жизненных итогов и подготовки к неизбежному уходу. В фокусе внимания оказываются вопросы о смысле прожитой жизни, о том, что удалось сделать, а что нет.
Положительным исходом данного кризиса является достижение Эго-интеграции или мудрости. Эго-интегрированный человек обладает высоким уровнем самосознания и способен объективно оценить собственную жизнь. Он примирился с неизбежностью старости и смерти. Такая личность сохраняет интерес к жизни до последних дней.
Но возможен и негативный сценарий, который Эриксон назвал «отчаянием». Отчаявшийся старик постоянно сокрушается о своих ошибках и упущенных возможностях. Он не принимает старость и боится смерти, что делает последние годы мучительными. Такой человек часто страдает депрессией и может проявлять агрессию по отношению к окружающим.
«Эго-интеграция» | «Отчаяние» |
Мудрость, принятие жизни | Неприятие старости, сожаления |
Итак, финальный кризис поздней зрелости заключается в выборе между эго-интеграцией и мудрым взглядом на жизнь, с одной стороны, и отчаянием от непрожитости и неосуществленности — с другой. Полноценное завершение жизненного пути состоит в достижении эго-интеграции.