Роторная косилка: как своими руками можно собрать ее для мотоблока

Мотоблок - незаменимый помощник для владельцев садовых участков. С его помощью можно обрабатывать почву, ухаживать за растениями и скашивать траву. Однако готовые навесные косилки для мотоблока стоят довольно дорого. Выходом может стать самостоятельное изготовление косилки своими руками.

Одним из наиболее простых вариантов является роторная косилка. Она состоит из двух вращающихся дисков с закрепленными на них ножами. В этой статье мы рассмотрим, как сделать такую косилку с минимальными затратами.

Конструкция роторной косилки

Роторная косилка для мотоблока – приспособление для скашивания травы, где в качестве рабочего органа используется быстро вращающийся ротор с закрепленными на нем ножами. Ротор приводится в движение через ременную передачу от двигателя мотоблока. Трава срезается ножами ротора и выводится в виде валков наружу.

Основными узлами роторной косилки являются:

  • станина — прямоугольная рама из стального уголка, которая служит основой для крепления остальных деталей
  • рабочие диски с ножами — два диска с закрепленными на них ножами, которые и выполняют скашивание травы
  • редуктор — обеспечивает нужное число оборотов рабочих дисков
  • ременная передача — соединяет вал редуктора и шкив на дисках
  • защитный кожух — предотвращает разлет скошенной травы и мусора

Роторная косилка своими руками для мотоблока может быть выполнена в ручном или навесном варианте, в зависимости от типа используемого мотоблока.

Материалы и инструменты

Для изготовления роторной косилки к мотоблоку своими руками потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Листовая сталь толщиной 2,5 мм для изготовления дисков. Можно использовать днища от металлических бочек из-под масла или диски от сельхозтехники.
  • Сталь 65Г или analog для изготовления 8 режущих ножей.
  • 2 подшипника 180 и 106 для изготовления осевого вала.
  • Отрезок металлической трубы диаметром 30 мм длиной 40 см для осевого вала.
  • Диск от лущильника диаметром до 45 см для опоры.
  • Шинка для крепления ножей к дискам.
  • Кожух для защиты от вылетающих осколков.
  • Сварочный аппарат, болгарка, сверла, отвертки, ключи.

Изготовление основных деталей

Для начала необходимо изготовить два диска диаметром 39 см, которые будут служить роторами косилки. Их можно вырезать из листовой стали толщиной 2,5 мм, например из днищ металлических бочек или дисков от сельхозтехники. Затем на дисках нужно закрепить по 4 режущих ножа при помощи шинки. Ножи лучше использовать сталь 65Г или аналоги, толщиной 4-5 мм, длиной 18 см.

Для крепления ножей необходимо просверлить в дисках по 4 отверстия диаметром 6 мм. Ножи должны свободно вращаться вокруг оси, поэтому зазор между шинкой и ножом должен быть около 2 мм. Это предотвратит поломку ножей при попадании твердых предметов.

Следующий этап - изготовление осевого вала. Для этого потребуется отрезок металлической трубы диаметром 30 мм длиной 40 см. На него устанавливается нижний подшипник 180, а на шкив крепится верхний подшипник 106. Шкив соединяется со валом при помощи сварки.

В качестве опоры снизу используется диск от лущильника диаметром до 45 см. При необходимости лишнюю часть диска можно отрезать болгаркой. Диски-роторы устанавливаются на осевой вал с подшипниками и закрепляются. Очень важный момент - диски должны вращаться навстречу друг другу, тогда скошенная трава будет аккуратно укладываться в валок. Для защиты от вылетающих осколков роторы необходимо закрыть металлическим кожухом.

Таким образом, основные детали роторной косилки для мотоблока своими руками изготовлены: 2 диска-ротора с закрепленными ножами, осевой вал на подшипниках, защитный кожух. Осталось собрать все детали в единую конструкцию и правильно установить косилку на мотоблок.

Сборка косилки

После того как все основные детали роторной косилки изготовлены, можно приступать к сборке. Сначала нижний подшипник 180 устанавливается на осевой вал, затем сам вал вставляется в отверстия дисков-роторов. Роторы должны свободно вращаться на подшипниках. Очень важно еще раз проверить, что диски-роторы будут вращаться навстречу друг другу. Это нужно для аккуратного складывания скошенной травы. Также следует убедиться, что все 4 ножа на каждом роторе расположены симметрично и не пересекаются в центре.

Далее сверху роторов устанавливается верхний подшипник 106, который крепится к шкиву при помощи сварки. Шкив будет передавать вращение через ремень от вала отбора мощности мотоблока. Под шкивом закрепляется металлический кожух для защиты от вылетающих осколков. Под собранный узел роторов и осевого вала устанавливается опорный диск от лущильника, при необходимости обрезав лишние части. Роторы должны свободно вращаться на опоре. После этого косилка готова к установке на мотоблок. В целом сборка роторной косилки довольно проста и не должна вызвать особых сложностей, если все детали изготовлены правильно. Главное - еще раз проверить вращение роторов и расположение ножей перед началом эксплуатации.

Установка и регулировка

После того как роторная косилка полностью собрана, ее нужно правильно установить на мотоблок и отрегулировать для комфортной и безопасной работы. Сначала косилку устанавливают на сцепку мотоблока и фиксируют специальным пальцем с предохранительной защелкой. Затем ременной шкив косилки соединяется ремнем с валом отбора мощности двигателя. Ремень должен быть хорошо натянут.

Очень важный момент - перед запуском двигателя мотоблок нужно перевести в режим реверса, чтобы роторы косилки вращались навстречу друг другу. Также следует включить муфту сцепления перед началом движения. Перед началом скашивания травы рекомендуется сделать пробный запуск на холостых оборотах и убедиться, что роторы вращаются плавно, без заеданий. При необходимости следует отрегулировать натяжение ремня или смазать подшипники роторов.

В процессе работы нужно постоянно следить за высотой и ровностью скашивания. При необходимости регулируются обороты двигателя, скорость движения мотоблока или высота стоек, на которых закреплена косилка. Оптимальная высота среза травы для роторной косилки составляет 4-7 см. Скошенная трава должна аккуратно укладываться в валок за счет встречного вращения роторов. Такая регулировка обеспечит максимальную производительность и комфорт при работе.

Правила безопасной эксплуатации

Работа с роторной косилкой требует соблюдения правил безопасности, чтобы максимально обезопасить себя и окружающих людей. Косилка имеет быстровращающиеся режущие элементы, которые могут стать причиной серьезных травм.

  • Во-первых, перед началом работы следует надеть плотно облегающую одежду, рукавицы, защитные очки, наушники, убрать с участка посторонние предметы. Необходимо убедиться, что в рабочей зоне нет людей и животных.
  • Во-вторых, в процессе скашивания травы нельзя находиться ближе 5 метров от вращающихся ножей косилки. Категорически запрещается подставлять руки под роторы или касаться ножей.

Не рекомендуется работать в темное время суток или в условиях плохой видимости. Также нельзя эксплуатировать косилку при поломках или неисправностях. Перед транспортировкой и хранением косилку нужно обязательно отключить от мотоблока, дождаться полной остановки роторов. Режущие элементы закрыть защитным кожухом. Соблюдение этих простых правил позволит обезопасить себя при работе с самодельной роторной косилкой к мотоблоку и избежать несчастных случаев.

Возможные неисправности и их устранение

При эксплуатации роторной косилки к мотоблоку, изготовленной своими руками, могут возникнуть некоторые неисправности. Рассмотрим самые распространенные и способы их решения.

  • Повышенная вибрация или шум при работе. Причинами могут быть плохо закрепленные ножи, дисбаланс роторов, затупление или поломка ножей. Необходимо проверить и подтянуть крепления, заменить ножи.
  • Заклинивание или неравномерное вращение роторов. Возможно, деформировались диски или повредились подшипники оси. Нужна разборка узла роторов, проверка и замена подшипников.
  • Плохое качество скашивания травы. Причинами могут стать неправильная высота среза, тупые ножи, неравномерные обороты двигателя. Следует отрегулировать высоту косилки, заменить или заточить ножи.
  • Вылет осколков во время работы. Вероятно, поврежден защитный кожух роторов или он плохо закреплен. Необходима немедленная остановка косилки и устранение дефекта кожуха.

Своевременное обнаружение и устранение неполадок поможет избежать серьезных поломок самодельной роторной косилки и продлить срок ее службы при эксплуатации на приусадебном участке.

Сегментная косилка: альтернативный вариант

Помимо роторной, существует еще один распространенный тип косилок для мотоблока, которые можно изготовить своими руками - сегментная косилка. В отличие от вращающихся дисков, в сегментной косилке используется плоская режущая балка с закрепленными заклепками плоскими ножами. Балка крепится на 2 направляющих и совершает возвратно-поступательные движения за счет соединения с коленчатым валом мотоблока.

Для изготовления сегментной косилки к мотоблоку своими руками потребуется металлическая пластина размером 120х50х15 мм, на которой закрепляется режущая балка с плоскими ножами при помощи 2 направляющих и прижимов. Такая конструкция проще в изготовлении, чем вращающаяся. Однако качество скашивания травы часто хуже. Сегментную косилку эффективнее применять на небольших газонах и для невысокой травы. Преимуществом является более низкая цена по сравнению с покупной роторной моделью. Кроме того, при поломке легко заменить отдельные детали, в отличие от монолитной конструкции роторной косилки.

Косилка-повозка для мотоблока

Косилка-повозка - это универсальное приспособление для мотоблока, которое можно использовать как для скашивания травы летом, так и для расчистки снега зимой. Конструкция такой косилки довольно сложная. В ней установлены два барабана с режущими элементами, которые соединены между собой рамой и транспортировочной лентой с зацепами.

Для изготовления станины косилки-повозки обычно используют металлические трубы, к которым приваривают колеса и платформу из фанеры или жести. Размер платформы составляет примерно 800 x 400 мм. В качестве барабанов часто применяют консервные банки большого диаметра, из которых вырезают дно. Вместо доньев вставляют деревянные круги.

Барабаны устанавливают парно и крепят к ним по 4 режущих элемента с каждой стороны. Режущие поверхности должны иметь зазор около 1 мм для свободного вращения. Затем собранные барабаны монтируют на раму. Для перемещения скошенной травы барабаны соединяют между собой транспортерной лентой, которую обычно изготавливают из куска резины.

Подключение косилки-повозки осуществляется к валу отбора мощности мотоблока. Перед началом работы нужно убедиться, что ножи закрыты защитным кожухом, а мотоблок находится в режиме реверса. Также важно соблюдать правила техники безопасности и не торопиться во время кошения.

Косилка-повозка обладает рядом преимуществ: она проста в изготовлении, универсальна, может использоваться круглый год. К тому же, такая модель обеспечивает аккуратный сбор и транспортировку скошенной травы. Поэтому косилка-повозка является хорошим решением для владельцев мотоблоков, позволяя расширить функционал этой техники.

Таким образом, косилка-повозка - отличный многофункциональный агрегат, придающий мотоблоку универсальность. При правильной сборке и эксплуатации такая конструкция прослужит долгие годы, облегчая уход за участком.

Комментарии