Чем гололед отличается от гололедицы: неожиданные различия двух зимних "родственников"
Гололед и гололедица - два похожих зимних явления, которые часто путают. Но на самом деле, это разные вещи. Давайте разберемся в их отличиях.
Гололед возникает, когда переохлажденный дождь или морось замерзают на разных поверхностях при отрицательных температурах. А гололедица образуется из замерзшей воды или уплотненного снега на земле и дорогах.
Причины и условия образования гололеда и гололедицы
Чем отличается гололед от гололедицы? Гололед и гололедица - два похожих, но разных зимних явления. Гололед возникает при выпадении переохлажденного дождя или мороси на поверхности с температурой ниже 0°С. В результате образуется плотная ледяная корка толщиной до нескольких сантиметров. Гололедица представляет собой тонкий слой льда на земле, образующийся при замерзании воды или утрамбованного снега.
- Ключевые условия для гололеда: выпадение жидких осадков (дождь, морось) при температуре ниже 0°С на холодной поверхности.
- Ключевые условия для гололедицы: наличие воды на поверхности земли и последующее резкое понижение температуры до отрицательных значений.
Гололед и гололедица могут возникать как зимой, так и весной или осенью в переходные сезоны года. Летом данные явления, как правило, не наблюдаются из-за положительных температур воздуха.
Разница между гололедом и гололедицей заключается в том, что первый представляет собой отложение льда непосредственно из атмосферных осадков, в то время как гололедица образуется при замерзании воды на поверхности земли. Кроме того, гололед значительно опаснее, так как имеет большую толщину и покрывает все поверхности, в том числе вертикальные.
Как бороться с гололедом и гололедицей на дорогах
Борьба с гололедом и гололедицей на дорогах - важная задача для обеспечения безопасности движения в зимний период. Существует несколько эффективных методов, позволяющих эффективно устранять скользкость на проезжей части.
Для борьбы с гололедицей чаще всего используют химический метод - обработку дорожного полотна противогололедными материалами (ПГМ). Наиболее распространены песко-соляная смесь, хлориды натрия и кальция. Данные вещества понижают температуру замерзания воды, не давая образовываться льду. Оптимальный расход ПГМ - около 20-40 г/м2.
Для борьбы с гололедом также применяют фрикционные материалы - песок, шлак, щебень. Они создают шероховатость на поверхности льда, увеличивая сцепление колес с дорогой. Однако такой метод менее эффективен.
Комбинированный подход - сочетание химической и механической обработки - работает лучше всего. Сначала распределяют твердые фрикционные материалы, затем - жидкие ПГМ. Это позволяет быстро очистить дороги от наледи.
- Гололед эффективно устраняется только механическим способом - скалыванием или сбиванием. Химические методы здесь не работают.
- Гололедица хорошо поддается обработке как химическими, так и фрикционными материалами. Комбинированный метод также очень результативен.
- Обработку дорог лучше проводить превентивно, до появления гололеда или гололедицы. Это позволяет избежать образования сплошного скользкого слоя.
Выбор метода борьбы зависит от типа зимней скользкости на дороге. Для гололеда подходит только механическая очистка, а для гололедицы - химическая обработка, иногда в сочетании с фрикционными материалами. Комплексный подход с превентивной обработкой дорог является оптимальным решением.
Правила безопасного вождения автомобиля в гололед
Управление автомобилем в условиях гололеда требует повышенного внимания и осторожности. Невыполнение простых правил может привести к потере контроля над машиной и ДТП.
- Главное правило - снизить скорость движения как минимум вдвое по сравнению с обычными условиями. На гололеде безопасная скорость на трассе составляет не более 30-40 км/ч.
- Увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Она должна быть такой, чтобы можно было безопасно затормозить на скользкой дороге.
- Избегать резких маневров и внезапного торможения. Это может привести к неуправляемому заносу и съезду с дороги.
- Быть предельно внимательным к действиям других участников движения. В условиях гололеда возрастает вероятность возникновения нештатных ситуаций.
При возникновении заноса рекомендуется выкрутить руль в сторону скольжения и аккуратно сбросить скорость торможением двигателем. Не стоит применять резкое торможение колесами, так как это усилит занос.
Обязательно нужно использовать зимнюю резину, которая обеспечивает лучшее сцепление с обледенелым дорожным полотном. Летняя резина при гололеде практически бесполезна.
Водителям категорически не рекомендуется выезжать в путь при сильном гололеде. Лучше переждать непогоду и выехать только после обработки дорог специальной техникой.
Гололед значительно опаснее гололедицы для вождения автомобиля. При гололедице коэффициент сцепления шин с дорогой в 2-3 раза выше. | Поэтому при гололедице безопасная скорость движения может достигать 50-60 км/ч, а при гололеде - только 30-40 км/ч. |
Можно сказать, что основные правила вождения автомобиля в гололед заключаются в плавности и осторожности маневрирования, снижении скорости и увеличении дистанции. Соблюдение этих несложных рекомендаций позволит значительно повысить безопасность на скользких зимних дорогах.
Рекомендации для пешеходов при гололеде и гололедице
Движение пешеходов по скользким тротуарам и пешеходным дорожкам в период гололеда и гололедицы требует повышенного внимания и строгого соблюдения мер предосторожности:
- Обувь должна быть удобной, на минимальном каблуке и с подошвой, не скользящей на льду. Оптимальный вариант - резиновые сапоги с рифленой подошвой.
- При ходьбе наступать следует на всю подошву, ноги должны быть слегка расслаблены в коленях. Наклониться чуть вперед, руки держать свободно, не в карманах.
- Двигаться осторожно, на небольшой скорости, делая неширокие шаги. При этом важно смотреть себе под ноги.
Особое внимание стоит уделить местам повышенного скольжения: ступенькам, пандусам, лестницам. Здесь передвигаться нужно с максимальной осторожностью, частично перенося вес тела на перила или другие опоры.
В гололед желательно ходить только по проложенным тропинкам или участкам, посыпанным песком. Если гололед повсеместный, лучше выбрать альтернативный маршрут по щебенке, крупному песку.
При переходе проезжей части нужно вдвое увеличить время оценки дорожной обстановки. Сначала убедиться в полной остановке приближающегося транспорта и только после этого переходить дорогу как можно быстрее.
Гололед крайне опасен для пешеходов, так как покрывает все горизонтальные и вертикальные поверхности. При этом лед имеет толщину несколько сантиметров. | Гололедица представляет меньшую угрозу, так как ее толщина не превышает нескольких миллиметров. Но и при ней нужно быть предельно аккуратным. |
- Если поскользнулись и падаете, постарайтесь максимально расслабить мышцы, сгруппироваться во избежание травм.
- Вставать следует осторожно, перенося центр тяжести на нескользящие участки опорной ноги, воспользоваться дополнительными опорами.
Следование этим несложным рекомендациям позволит значительно снизить вероятность получения травм при передвижении пешком в период гололеда и гололедицы.