Метафизика Аристотеля. Разум когда-нибудь победит!
Выдающегося мыслителя Древней Греции Аристотеля (родился в 348 г.до н.э.) интересовали эмпирические науки. Любимый ученик Платона, он хорошо усвоил его философию, но, тем не менее, подверг её критике. Именно Аристотелю принадлежит известная всем фраза о Платоне, дружбе и истине. Сочинения Аристотеля, адресованные широкой публике, сохранились лишь фрагментарно, однако, труды, предназначенные для учеников, дошли и до наших дней.
Слово «метафизика» вошло в обиход с подачи Андроника Родосского, собиравшего работы Аристотеля. Сборник его сочинений насчитывал 14 книг: труды по логике, естественнонаучные, книги о бытии, работы по этике, эстетике, биологии и политике. Метафизикой был назван раздел о бытие, расположенный вслед за исследованиями по физике (в переводе с древнегреческого – «мета» означает «дальше»).
В метафизике древнегреческий философ изложил учение о первоначалах, которые положили основу мудрости. Метафизика Аристотеля описывает четыре высшие причины бытия (они же первоначала). Взамен тройственной платоновской структуры (мир вещей, мир идей и материя) он предложил двойственную, включающую лишь материю и форму. Метафизика Аристотеля кратко выглядит так:
- Материя, или всё то, что существует объективно – независимо от наблюдателя. Материя неуничтожима и вечна, пассивна и инертна, содержит в себе потенциал для возникновения разнообразия вещей. Первичная материя проявлена в виде пяти первоэлементов, они же стихии – воздух, огонь, вода, земля и небесная субстанция - эфир.
- Форма. Из однообразной материи Высший Разум создаёт разнообразные формы. Бытие вещи представляет собой единство формы и материи, причём форма представляет собой начало активное и творческое.
- Перводвигатель всех форм, вершина и причина мирозданья, нематериальный и вечный Бог. Отражает момент, с которого начинается существование вещи.
- Цель, или «то, ради чего». Существование каждой вещи оправдано какой-либо целью; высшей целью является благо.
Метафизика Аристотеля декларирует единство материального и идеального, формы и материи. В основе природных закономерностей лежит взаимодействие
благодаря силе взаимодействия. Согласно его теории, качественные характеристики сущности первичны по отношению к количественным.
Первой ступенью познания метафизика Аристотеля утверждает чувственное познание через ощущения. Логику, без которой познание немыслимо, Аристотель считает наукой органической, поскольку она является орудием (органоном) для изучения бытия. Высшая же ступень – разумное познание – заключается в нахождении общего в единичных явлениях и вещах.
Главным же преимуществом человека метафизика Аристотеля называет разум.