Дискус, это: интересная дискуссия о актуальных проблемах
Дискурс - понятие многозначное. Его история берет начало в античной философии, где проводилось различие между непосредственным и опосредованным знанием. Со временем значение термина эволюционировало. В современной философии дискурс трактуется как особым образом организованная речь или текст, погруженные в определенный социокультурный контекст. Частным случаем дискурса является научный дискурс. Он также имеет свои особенности в зависимости от предметной области, жанра научных текстов и других факторов.
Истоки понятия "дискурс
Понятие "дискурс" восходит к античной философии. Уже Платон проводил различие между целостным единым умом и дискурсивным умом (рассудком), движущимся от одного смысла к другому. Аристотель также разделял непосредственные интуитивные истины и истины, принимаемые на основе логических доказательств. Фома Аквинский противопоставлял дискурсивное и интуитивное знание, рассматривая дискурс как движение интеллекта от объекта к объекту.
В новое время понимание дискурсивности обогатилось. Гоббс связывал дискурс с возможностью слов выражать общие понятия. Локк утверждал, что одни истины постигаются интуитивно, другие через дискурсивный анализ и демонстрацию. Кант определял дискурс как рассудочное познание посредством понятий. Гегель противопоставлял формально-дискурсивное и спекулятивное мышление. Таким образом, на протяжении истории философии дискурс понимался как особый тип мышления и познания - последовательный, опосредованный, логический. Это противопоставлялось непосредственному интуитивному постижению истины.
Современные подходы к определению дискурса
В XX веке сложилось новое понимание дискурса, отличное от классического. Французские философы-постмодернисты стали рассматривать дискурс как особую речевую практику, текст в его неразрывной связи с внетекстовыми факторами.
С 1960-1970-х годов дискурс понимался как связная последовательность высказываний или речевых актов. Позднее под этим термином стали подразумевать коммуникативное явление, включающее помимо текста экстралингвистические факторы, необходимые для понимания. Сильное влияние на это понимание оказали идеи М. Фуко о властном характере дискурса.
Сегодня в социально-конструкционистской традиции дискурс часто определяют как язык, структурированный в соответствии с паттернами разных сфер жизни. Различают политический, медицинский, научный и другие специальные виды дискурсов со своими особенностями.
Дискурс как "язык в языке"
Современное понимание дискурса как особой коммуникативной практики породило метафорическое выражение "язык в языке". Этим подчеркивается, что дискурс функционирует в рамках естественного языка, но обладает собственными правилами. Дискурс характеризуется специфической лексикой, семантикой и синтаксисом. Он ограничен определенным тематическим полем и нацелен на реализацию коммуникативных задач с присущей им "грамматикой". Так, научный дискурс обладает набором терминов, фразеологизмов, клише, типичных для академического стиля речи и письма.
Важно, что дискурс не сводится к формальным языковым приемам, но всегда погружен в социокультурный контекст. Высказывания приобретают смысл и значимость в рамках конкретных дискурсивных практик - политического дискурса, феминистского, националистического и т.д.
Особенности научного дискурса
Научный дискурс - это совокупность текстов, реализующих цели и задачи научной коммуникации. Ему присущ ряд важных особенностей.
- Во-первых, научный дискурс характеризуется строгим стилем изложения с использованием специальной терминологии, стандартизованных оборотов и клише, объективностью. Это обусловлено главной целью науки - поиском истины.
- Во-вторых, научный дискурс имеет четкую логическую структуру, что отражает последовательность научного познания при исследовании проблем. Выделяют этапы постановки проблемы, анализа предшествующих работ, формулировки гипотезы, описания методологии и результатов исследования, интерпретации и экспертных оценок.
- В-третьих, научный дискурс разнороден - он включает множество частных дискурсов различных наук и жанров - монографий, статей, учебников. Различают физический, математический, гуманитарный и другие дискурсы со своей спецификой.
Таким образом, научный дискурс - это сложное, многомерное явление со строгим стилем, логичностью и разнообразием проявлений в разных науках и жанрах научной коммуникации.
Стилистика научного дискурса в разных предметных областях
Научный дискурс неоднороден - тексты в разных областях знания имеют свою специфику. Это касается используемой терминологии, типичных речевых оборотов, аргументации. Естественнонаучные тексты изобилуют специальными терминами, математическими и химическими формулами, графиками, таблицами. Здесь на первый план выходит точность, однозначность, объективность. Гуманитарные дискурсы более метафоричны и образны.
В математических работах преобладает строгая логическая аргументация с использованием формул и аксиоматического метода. Историки и филологи чаще прибегают к описательным рассуждениям, цитатному и текстуальному анализу. Таким образом, каждая научная дисциплина выработала свой набор языковых и логических средств, позволяющих наиболее полно реализовать задачи получения и представления знания в данной предметной области.
Жанровая специфика научных текстов и дискурс
Научные произведения относятся к разным жанрам, что накладывает отпечаток на стиль изложения и особенности дискурса. Традиционно выделяют следующие основные жанры. Научно-информационные тексты (тезисы, аннотации, рефераты) - кратко и сжато передают содержание исследований. Здесь важна информативность.
Научно-исследовательские тексты (статьи, монографии) демонстрируют сам процесс и результаты исследования, отличаются подробностью. Учебные тексты (учебники, лекции) носят образовательный, разъяснительный характер с упрощением сложных понятий. Научно-популярные тексты адаптируют результаты ученых для широкой аудитории с использованием доступных аналогий и ярких примеров.
Коммуникативные клише научного дискурса
В научном дискурсе используется множество устойчивых речевых оборотов и клише, выполняющих определенные коммуникативные функции. К таким клише относятся:
- обороты для выражения логической последовательности рассуждений («прежде всего отметим», «перейдем к следующему вопросу»);
- ссылки на предшественников и коллег («как показал в своих трудах», «в работах X подробно рассмотрено»);
- вводные слова для изложения собственной позиции («представляется целесообразным», «можно сделать вывод»).
- Такие речевые штампы позволяют ученым вести полноценный научный диалог, опираясь на достижения предшественников и сообщества.
Дискус - это многозначный термин, означающий процессы языковой деятельности и системы понятий, связанные с речью. В статье рассматриваются различные аспекты дискурса: история возникновения понятия, современные подходы к определению, особенности научного дискурса.