В каких случаях проводится оценка стоимости предприятия?

Оценкой предприятия называют определение реальной рыночной стоимости активов и пассивов предприятия.

К последним относятся недвижимость, транспорт и рабочее оборудование, запасы на складах, база клиентов, бренд, персонал. Кроме того, оценка стоимости предприятия предназначена для определения эффективности его деятельности, установления доходов, перспектив роста и анализа рынка. Как правило, оцениваются и материальные, и нематериальные активы, потенциал бизнеса и выгодность инвестиций.

Оценка стоимости предприятия определяет именно рыночную стоимость предприятия с принадлежащими предприятию обязательствами и правами. Процедура включает в себя финансовый и организационный анализ деятельности предприятия.

Такая экспертная оценка очень актуальна в наше время, поэтому все больше и больше компаний по оценке предлагают эту услугу. Рынок купли-продажи предприятий развивается очень динамично, соответственно, необходимость в проведении качественной оценки также возрастает.

Особенность оценки предприятий – рыночный характер. Поэтому при установлении стоимости учитываются не только расходы на создание аналогичного предприятия, но и факторы, которые оказывают влияние на рынок и стоимость объекта. Оценка рыночной стоимости предприятия – маркетинговый и финансовый инструмент, который применяется в различных целях. Грамотно проведенная оценка обеспечивает надежность сделок, избежание рисков, налаживание бизнеса.

К объектам, которые входят в оценку предприятия относятся объекты жилой и нежилой недвижимости, земельных участков, машин и оборудования, акций и ценных бумаг, вещных и обязательных прав и пр.

Оценка стоимости предприятия: цели

Предприятие подлежит оценке в случаях:

  • его полной или частичной продажи;
  • выхода одного или более участников из сообщества;
  • его реструктуризации (слияния, выделения, поглощения, ликвидации);
  • необходимости осуществить вклад в уставный фонд;
  • увеличения эффективности деятельности управления;
  • необходимости получить кредит под залог активов компании;
  • воплощения в жизнь инвестиционного проекта;
  • продажи имущества;
  • продажи на аукционе при банкротстве;
  • определения кредитоспособности компании;
  • оптимизации ценовой структуры имущества;
  • разработки бизнес-плана;
  • передачи имущественных прав;
  • реализации управленческих решений.

Естественно, кроме вышеперечисленных существуют и другие цели оценки, которые могут варьироваться в зависимости от конкретного случая.

В оценке могут быть заинтересованы как собственники или акционеры компании, так и ее партнеры. Чаще всего, оценка стоимости предприятия проводится с целью его продажи, поэтому оценку может потребовать потенциальный покупатель.

Кроме того, оценка предприятия необходима для определения стоимости паев, ценных бумаг, долей в капитале, а также при выкупе акций, обжаловании решения об отчуждении и других подобных случаях. Существует также такое понятие как оценка ликвидационной стоимости предприятия, то есть чистой денежной суммы, которую собственник может получить в случае ликвидации предприятия и распродажи активов.

Стандартный отчет об оценке включает в себя подробное описание предприятия, финансовую диагностику компании, оценку платежеспособности, анализ отрасли и рынка в целом, описание методик, используемых в оценке, расчет стоимости компании с учетом потенциала развития, результаты, их интерпретация и выводы.

Комментарии