Стихотворение «Прозаседавшиеся» было написано Владимиром Маяковским в 1922 году. К этому моменту прошло уже несколько лет после революции 1917 года и окончания Гражданской войны, однако обещанные перемены не происходили. Страну захлестнула волна бюрократизма, волокита стала повседневной реальностью для многих людей.
В своем произведении Маяковский резко критикует эту систему, показывая ее абсурдность и бессмысленность. Стихотворение наполнено сарказмом и иронией, характерными для социально-обличительной лирики поэта.
История создания «Прозаседавшихся»
Стихотворение «Прозаседавшиеся» было написано Маяковским осенью 1922 года. К этому времени прошло уже несколько лет после революции 1917 года и окончания Гражданской войны. Наступило время мирной жизни и восстановления страны. Однако Маяковский, как и многие его современники, был разочарован тем, как развивались события в постреволюционной России.
Поэт, ранее активно поддерживавший революционные преобразования, теперь с горечью констатировал, что жизнь простых людей после смены власти мало изменилась к лучшему. Бюрократическая машина нового государства работала неэффективно, тонула в документообороте и бесконечных совещаниях. Все это вызывало раздражение у Маяковского и стало темой его нового стихотворения «Прозаседавшиеся» (1922).
В произведении поэт высмеивает чиновничий аппарат советского государства, его бесполезную суету и оторванность от нужд простого человека. Для Маяковского это стихотворение стало своеобразным разочарованием в результатах революции 1917 года, которая не оправдала возлагавшихся на нее надежд.
«Прозаседавшиеся» написано под впечатлением от реальных событий из жизни самого поэта. В 1921 году Маяковский пытался опубликовать свою пьесу «Мистерия-буфф» в Госиздате. Ему пришлось пройти через множество инстанций, столкнуться с волокитой и бюрократизмом. Этот опыт и лег в основу созданного год спустя стихотворения.
Тема и идея произведения
Основная тема стихотворения «Прозаседавшиеся» - это критика чиновничьего аппарата и бюрократизма в Советской России начала 1920-х годов. Маяковский показывает абсурдность работы государственных учреждений, которые утопают в бумажной волоките и бесполезных заседаниях.
Поэт остроумно высмеивает чиновников, которые целыми днями «прозаседавшиеся» на работе, обсуждая пустяковые вопросы типа покупки чернил или карандашей. При этом они совершенно оторваны от реальных проблем простых людей, которым приходится часами ожидать приема у начальников.
Главный герой стихотворения - рядовой человек, которому нужно решить какой-то вопрос в советском учреждении. Но ему приходится целый день бегать по кабинетам, подниматься и спускаться по лестницам, так и не добившись результата. В финале он врывается на заседание чиновников и видит абсурдную картину - в зале сидят люди, разделенные пополам. Это аллегорический образ, показывающий раскол между властью и народом.
Таким образом, Маяковский поднимает острую социальную проблему - отчужденность советской бюрократии от простого человека. Чиновники погрязли в делопроизводстве и совершенно забыли о людях, ради которых якобы и трудятся. Поэт осуждает это лицемерие и показывает, что советская власть пока далека от идеалов революции.
Главная идея стихотворения - резкая критика бесчеловечной бюрократической системы, равнодушной к страданиям людей. Маяковский призывает к коренным переменам, которые вернули бы власть к ее изначальному предназначению - служению народу, а не самой себе.
Также в произведении звучит тема одиночества человека перед лицом бездушной государственной машины. Лирический герой остается наедине со своей проблемой, не в силах пробиться сквозь чиновничий барьер. Отсюда - мотив отчаяния, сарказма и горечи по поводу несбывшихся надежд на справедливое общество после революции.
Композиционные и жанровые особенности
С точки зрения композиции, стихотворение «Прозаседавшиеся» представляет собой монолог лирического героя. Повествование ведется от первого лица - рассказчика, который делится своими злоключениями в советских учреждениях.
Монолог делится на две части. В первой части герой подробно описывает свои скитания по коридорам и лестницам в поисках нужного кабинета. Этот рассказ пронизан чувством отчаяния, сарказма и горечи:
«Исколесишь сто лестниц, все ступени отмерив, / На сто первой узнаешь, что нужно на верхний. / И опять, озверев, исходишь этажи - / В канцелярии новой опять не те пажи.»
Во второй части повествование переключается на описание абсурдного заседания чиновников, куда врывается лирический герой. Эта кульминационная сцена выдержана в гротескных тонах - чиновники буквально разорваны на части, чтобы успеть на разные заседания.
Такая двухчастная структура позволяет автору показать бесчеловечность бюрократической системы с двух сторон: снаружи она выглядит как бессмысленный «муравейник», а изнутри предстает в виде абсурдного театра.
Композиционно стихотворение выдержано в традициях футуризма - хаотичное чередование строк разной длины, отсутствие пунктуации, обилие неологизмов. Эти приемы передают суетливость и нелепость происходящего.
Жанр произведения можно определить как сатирическое стихотворение или поэтический фельетон. Маяковский использует приемы сатиры и гротеска, чтобы высмеять несуразности советской бюрократии.
Для сатиры характерно преувеличение и гиперболизация - «исколесишь сто лестниц», «дождь бумажный». Поэт намеренно доводит ситуацию до абсурда, чтобы обличить пороки системы.
Таким образом, необычная композиция и сатирический пафос стихотворения позволяют автору в гротескной форме показать оторванность госаппарата от народа в первые годы советской власти.
Язык и стиль «Прозаседавшихся»
Язык стихотворения «Прозаседавшиеся» отличается яркой образностью и экспрессивностью. Маяковский активно использует различные художественные средства, чтобы передать атмосферу абсурда и бессмысленности происходящего.
Одним из важных приемов является употребление неологизмов – авторских новообразований. Само название «Прозаседавшиеся» является неологизмом, образованным посредством приставки про- и корня «заседание». Это слово метко передает критическое отношение поэта к бесполезным заседаниям чиновников.
В тексте встречаются и другие неологизмы вроде «ступевытерты», «бумагодел», «начальствовавший». Они придают языку сатирическую окраску, высмеивают канцелярит и бюрократизм.
Также Маяковский широко использует тропы, особенно метафоры: «исколесишь сто лестниц», «взъяренный, на заседание врываюсь лавиной». Яркие образные сравнения усиливают сатирическое звучание текста.
В стихотворении много гипербол – намеренного преувеличения с целью критики: «обдают дождем бумажным», «раздвоясь, как дьявол». Гиперболы подчеркивают абсурдность происходящего.
Также встречаются эпитеты – «дикие проклятья», «страшная картина». Они эмоционально окрашивают повествование, передают чувства лирического героя.
Важную роль в стихотворении играет звукопись. Маяковский использует аллитерацию – «ступени отмерив», «бумаг без числа». Звуковые повторы передают суетливость, суматоху происходящего.
Характерна также ассонанс – «каждое утро по-новому», «ответа нету». Гласные звуки в таких сочетаниях звучат насмешливо и иронично.
Особенностью языка «Прозаседавшихся» является ирония, сарказм, комический эффект. Маяковский высмеивает чиновников, наделяя их смешными чертами – нелепыми фамилиями (Перекройкин), странными действиями. Это создает сатирический образ советской бюрократии.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский активно использует различные средства художественной выразительности, чтобы создать яркий сатирический образ советского чиновничества.
Одним из важнейших приемов является гипербола - намеренное преувеличение с целью обличения и осмеяния. Например, лирический герой «исколесил сто лестниц» в поисках нужного кабинета. Это преувеличение показывает весь абсурд бюрократической системы.
Другой пример гиперболы - «обдают дождем бумажным». Такое количество документов не может быть реальным, это говорит о бессмысленности чиновничьей возни с бумагами.
Гротеск - еще один важный художественный прием. В финале стихотворения чиновники буквально разорваны пополам, чтобы успеть на все заседания. Эта фантастическая картина в гротескной форме обличает абсурдность происходящего.
Метафоры также играют большую роль: «взъяренный, на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины». Яркие образные сравнения придают тексту остроту, передают эмоции.
Важную роль играет и звукопись. Аллитерация «ступени отмерив», «сутки смерив» создает ощущение суеты, беготни. Ассонансы «ответа нету», «дел навалом» звучат насмешливо.
Таким образом, разные художественные средства в совокупности создают яркую сатирическую картину чиновничьего абсурда. Поэт высмеивает бюрократию, доводя ее «пороки» до гротеска и фантастических масштабов с помощью гипербол, метафор, звукописи.
Значение стихотворения
Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» имеет большое значение в творчестве поэта, поскольку знаменует собой разочарование поэта в результатах Октябрьской революции 1917 года.
До революции Маяковский в своих произведениях выступал с критикой царского режима, приветствовал революционные лозунги и идеалы. Однако уже в начале 1920-х годов он разуверился в том, что советская власть сумела воплотить эти идеалы в жизнь.
«Прозаседавшиеся» - яркое тому свидетельство. Стихотворение обличает пороки новой власти, ее бюрократизм, отрыв от народа. Это произведение знаменует начало нового этапа в творчестве Маяковского.
Кроме того, «Прозаседавшиеся» имеет большое социально-историческое значение. Оно является сатирическим отражением эпохи, правдиво показывает несостоятельность чиновничьего аппарата в первые годы Советской власти.
Современники оценили смелость Маяковского, который одним из первых подверг резкой критике недостатки новой власти «изнутри», а не с позиций ее противников. Стихотворение получило широкий резонанс.
Таким образом, «Прозаседавшиеся» - это важный этап в эволюции поэта, а также яркое сатирическое произведение, запечатлевшее абсурдность эпохи советского бюрократизма.