Образовательный процесс. Аксиологический подход

Аксиологические основы педагогики вытекают из направления философии о ценностях – «аксиологии». Специалисты отмечают, что «ценностный взгляд» на действительность утвердился в науке достаточно основательно и широко. В связи с этим его зачастую считают практически доминирующим направлением в вопросе исследовательских проектов в гуманитарном учении. Это обусловлено тем, что в реальном бытии и в природе ценности представлены в виде специфической призмы, сквозь которую преломляются те или другие социально-психологические явления. В связи с этим аксиологический подход в педагогике позволяет довольно точно выявить функциональную направленность, значимость различных социальных явлений.

Приложение рассматриваемого метода к исследованию образовательных явлений и процессов, таким образом, является вполне естественным. Как считают современные ученые и практики, ценностями определяется сущность образования и воспитания человека в том числе.

Аксиологический подход вводится в образовательный процесс без навязывания и давления. Это достигается внедрением различных ценностных ориентиров в духовно-прагматическую структуру отношения человека к себе самому, природе, остальным людям. В этом случае воспитатель не просто применяет аксиологический подход как некую «презентацию» ценностей, а формирует условия для их понимания вместе с учениками.

Ценностью считается внутренний, освоенный на эмоциональном уровне субъекта ориентир его собственной деятельности. Аксиологический подход содержательно обусловлен как исторически, так и социально. В процессе развития этносов в целом и человека в частности происходили изменения в сфере отношения людей к окружающей их действительности, к себе, остальным, к своему труду как к необходимому приему самореализации. Вместе с этим сменялись направления отношений, которые определяли ценности социального сознания. Несомненна связь ценностных приоритетов с человеком, смыслом его деятельности и всей жизни, которые протекают в определенном этническом и культурном контексте. Например, в древние времена приоритетными ценностями считались красота, гармония, истина. С приходом эпохи Возрождения в системе стали доминировать такие понятия, как добро, свобода, счастье, гуманизм. Существуют и специфические системы ценностей. Так, например, известна «триада» общественного сознания в дореволюционной России: народ, православие, монархия.

Для современного общества приоритетными можно назвать такие ценности, как труд, жизнь, семья, коллектив, человек, родина. Актуальное моделирование аксиологического подхода возможно на основе «межценностных» отношений. В современном мире часто манифестируется ценность, производная от передовых смысловых конструкций – социальная мобильность. С ее формированием некоторые специалисты связывают надежды на выход общества из кризиса. Вместе с этим педагоги обращают внимание на специфику общечеловеческих и национальных ценностей.

Комментарии