История этого священного союза имеет глубокие корни. Такие глубокие, что они уходят в самые первые слои истории человечества. Порядок заключения брака описан еще в Библии. С ветхозаветных времен обручение являлось добровольным союзом мужчины и женщины, принявших обоюдное и осознанное решение жить вместе и в согласии с нормами Бога. Под словом «нормы» мы понимаем основы семейного права, изложенные в Священном Писании.
Удивительно, но при всей сложности описываемого устройства в законодательстве многих стран так и не существует четкого определения брака. Это связано именно с тем, что бракосочетание – это не деловой договор, где все права и обязанности партнеров с той или иной степенью точности поддаются правовому регулированию. Брак – это союз, а такое определение предполагает определенные свободы в отношениях между партнерами. Что логично, так как семья создается не только и не столько для выполнения каких-то обязательств перед обществом или для того, чтобы воспитывать детей, сколько для того, чтобы, составив духовно-телесное единство («и будут двое одна плоть»), заботиться о духовных и физических потребностях партнера, дополнять и оберегать друг друга. А эти духовные тонкости ни один закон не в силах упорядочить должным образом.
Рассматривая порядок заключения брака как юридическое явление, можно выделить несколько видов таких союзов: те, которые были зарегистрированы в специальных органах, церковные и фактические (те самые, которые ошибочно называют гражданскими). Нераспространенными в России, но имеющими место в мире являются такие разновидности супружества, как полигиния (многоженство), полиандрия (наоборот, когда много мужей), временный или фиктивный договор и, наконец, вызывающие в последнее время ожесточенные битвы как среди законодателей, так и среди обывателей однополые союзы.
Само проведение и нормы, при которых обручение считается законным, в различных странах регулируется по-разному. Заключение брака в России, как и правовые последствия этого действия, наступает тогда, когда регистрация пройдет в государственных органах (такой же порядок во Франции, Японии, Германии). В других странах выбор формы – гражданская или церковная регистрация – остается за супругами, государством признается как тот, так и другой союз (Испания, Англия, Канада, Италия). В третьих браки заключаются только в религиозной форме (Израиль, некоторые штаты США и Канады, исламские страны).
Интересно, что слово «брак» происходит от греческого слова γάμος, что является производным от «брать». Родственное ему древнерусское «брачити» определяется как действие, направленное на выбор лучшего из хорошего и отклонение неподходящего, дурного. Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что слова «брак», как союз двух людей, и его омоним, обозначающий некачественный товар, не так уж далеки по своему лексическому значению. Неудивительно, что во многих странах существуют определенные ограничения и порядок заключения брака для молодых пар. Так, к примеру, Семейный кодекс гласит, что заключение супружества в России невозможно, если кто-то из желающих создать семью уже связан официальными семейными узами с другим лицом. Также невозможна связь между близкими родственниками или в том случае, если жених или невеста страдают каким-либо психическим расстройством. Законодательно запрещены браксочетания между усыновителями и усыновленными. Между тем заключение брака в Германии в такой ситуации вполне возможно. Только в этом случае сочетающиеся перестают быть родственниками, т.е. родителем и ребенком. Существующий порядок заключения брака в гражданском законодательстве этой страны прекращает в таком случае обязательства по удочерению.
Как видно, на протяжении тысячелетий своей истории человечество так и не выработало единого подхода к формированию системы брака. Может быть, поэтому нормальные семейные узы в наши дни оказались беззащитны перед натиском общественного мнения и свобод, несовместимых с высокой нравственностью.