Коносамент - это что такое? Типы и виды
Сегодня мы представим вам один из видов ценных бумаг, что популярен в сфере грузоперевозок. Это коносамент. Рассмотрим его определение, функции, содержание, популярные разновидности, а также иную информацию, что поможет вникнуть в суть вопроса.
Коносамент - что это такое простыми словами?
Так называется документ, что выдается перевозчиком собственнику груза. Главное предназначение коносамента - это удостоверить право собственности на груз. Вполне может выступать и как обеспечение кредита под уже отгруженный товар.
Первоначально использовались только морские коносаменты. Сегодня же документ охватывает большое число грузоперевозок различными видами транспорта, помимо морского и речного. Коносамент в таком случае называют сквозным.
Все требования к содержанию и внешнему оформлению подобной ценной бумаги представлены в Кодексе российского торгового мореплавания, Законе о перевозке морем грузов США, Конвенции "Об унификации ряда правил о коносаменте" (1927), Гамбургских правилах (по Конвенции ООН "О речных и морских перевозках" редакции 1978 года), Правилами Гаага-Висби (по Брюссельскому протоколу 1968 года) и проч.
Роль документа
Теперь, что касается функциональности ценной бумаги. Коносамент - это документ, на который возложено следующее:
- Роль транспортно-товарной накладной.
- Подтверждение договора на перевозку груза.
- Расписка перевозчика в получении товара для отправления с наличием описания груза.
- Товарораспорядительная документация.
Главные функции
Образцы коносамента вы можете рассмотреть на протяжении статьи. Все эти документы отличаются тем, что имеют обязательный ряд функций:
- Данный договор свидетельствует о праве на поставленный товар. Только законный держатель груза может принять его поставку.
- Коносамент - оборотный документ. Он может быть как продан, так и просто передан. Передача контроля над товаром, его перепродажа в пути достигается простым вручением коносамента.
- Эта ценная бумага свидетельствует о наличии договора перевозки (для подавляющего числа разновидностей документа). Международные коносаменты включают в себя его условия (как путем прямого указания, так и ссылки).
- Это та расписка, что будет подтверждать факт доставки груза перевозчику. Исходя из этого, коносамент должен включать в себя описание товара, его количество, наличие или отсутствие внешних дефектов.
Основные разновидности документа
Коносамент - это еще и несколько разновидностей ценной бумаги. Рассмотрим самые распространенные из них.
Классический. Ордерный документ с обязательной подписью "грузополучатель "ААА" или по его приказу". Это значит, что лицо "ААА" может передать как сам коносамент, так и вместе с ним право на груз другому гражданину. Происходит это в виде вручения с помощью передаточной подписи (индоссамента). Притом количество индоссаментов неограниченно. Данное свойство раскрывает коносамент как товарораспорядительный документ, что применяется в международной торговле для перепродажи груза во время его следования.
Бортовой. Это морской коносамент, выдаваемый судовладельцем. Последний этим фактом признает, что груз находится на борту его судна.
Чистый. Коносамент является документом без оговорок или пометок по дефективному состоянию груза или его упаковки. Здесь должно уточняться, что погруженные товары внешне находятся в удовлетворительном состоянии. Такие коносаменты обязательны для аккредитивного расчета в банковской международной практике.
С оговоркой. Документ, обратный предыдущему. Капитан судна в этом случае отмечает в коносаменте, что груз имеет те или иные дефекты. Банковской системой принимается к оплате только в случае, когда в документарном аккредитиве (иными словами - условиях расчета) эти пометки указаны конкретно.
Коносамент для погрузки на судно. Документ подтверждает, что товар принят для дальнейшей погрузки, находится под охраной. Когда груз будет уже на судне, его владелец выписывает бортовой коносамент. В качестве альтернативы он может связать документ с названием плавательного средства и датой погрузки. Обязательно указывается, что товар уже на борту.
Оборотный. Это тип документа, что может передаваться от одной стороны другой, от владельца к владельцу. Тут и раскрывается более широко одна из функций коносаментов - оборотность.
Именной (необоротный). В договоре коносамента указан только получатель груза. Товар тут не может быть передан по его указу.
На предъявителя. Такой документ будет передаваться простым вручением. Из всего списка этот коносамент используется реже всего.
Пароходный линейный. А вот этот тип ценной бумаги содержит в себе детальное описание условий договора на перевозку. Держатель коносамента, выступающий тут третьим лицом, узнает о них непосредственно из самого документа.
Фрахтовый (чартерный). Сюда путем ссылки перемещаются условия из договора перевозки - чартера. Однако он отличен от линейного пароходного - такой коносамент нельзя считать документом, которым оформляется соглашение (договор) на перевозку.
Сквозной. Данный вид коносамента удобен в случае, если перевозка морем - лишь часть всего пути груза. Или же если последний станет перевозиться с помощью услуг нескольких судоходных корпораций. Отправитель груза, выписывающий данный коносамент, будет иметь дело лишь с тем перевозчиком, кто первым заверит данный документ. Вся остальная цепочка передачи товара организуется уже упомянутым судовладельцем. За такую дополнительную ответственность грузоотправитель отчисляет ему дополнительную плату - фрахт.
А теперь давайте рассмотрим основные классификации этого вида документов.
Классификация по общему разделению
Коносамент - ценная бумага, которая классифицируется в общем случае на две главные группы:
- Оборотные. Это все коносаменты, которые свидетельствуют о факте, что владелец груза получает в полное распоряжение товар, который еще не доставили в порт. То есть груз, находящийся в пути. Особенностью документа будет то, что его можно продать, заложить, купить. Ценную бумагу выделяют пометкой "приказу "ААА"". Ордерные и предъявительские коносаменты тоже верно будет отнести сюда.
- Необоротные. В отличие от первого типа, получатель груза здесь уже заранее определен. Свое личное право на прием товара он уже не может передать третьему лицу.
Классификация по получателю груза
Номер коносамента может быть определен и в отношении того, кто будет принимать пришедший в порт товар. Здесь возможны три категории получателей и три типа документов:
- Именные. Адресат тут - юридическое лицо, на имя которого и будет оформлен коносамент.
- Оредерные. И у получателя, и у отправителя есть право определять то третье лицо, которому судовладелец обязан будет передать товар. Как мы уже говорили, эта сделка не обходится без индоссамента - передаточной подписи.
- Предъявительский. В этом случае груз должен передаться в порту назначения тому лицу, что предъявит определенный документ.
Классификация по типу перевозки
Здесь нужно выделить следующие типы ценных бумаг:
- Линейные. Такого рода коносаменты выписываются лишь в том случае, когда судно будет следовать по заранее определенному расписанию с заходом в конкретные порты.
- Чартерные. Второе распространенное название - фрахтовые, трамповые. Оформляются в случае совершения перевозчиком нерегулярных рейсов. Такой документ будет оформляться по договору фрахта. Тут две стороны - фрахтователь (грузоотправитель) и перевозчик (он же - фрахтовщик). Последний обязан предоставить заказчику судно (несколько судов) или его часть для одной или ряда нерегулярных доставок груза.
Классификация по наличию дефектов на товаре или его упаковке
Здесь можно выделить две основные разновидности коносаментов:
- "Чистые". Сам товар видимо не испорчен, а его упаковка внешне не повреждена. Фактическое качественное и количественное состояние продукции прямо соответствует указанному в коносаменте.
- "Нечистые". Это уже документы, имеющие в себе ряд оговорок. То есть на самом грузе или его упаковке обнаружены дефекты, обозначены другие замечания по количеству и качеству.
Классификация по схеме перевозки
Тут тоже мы можем обозначить две главные разновидности:
- Прямые. Это коносаменты для груза, который будет перевозиться из одного порта в другой.
- Сквозные. В этом случае схема перевозки товара представлена мультимодальной. То есть груз будет следовать несколькими судами, видами транспорта, перегружаться в портах, пунктах приема/отгрузки.
Классификация по периоду доставки товара
И последнее актуальное распространенное разделение таких ценных бумаг:
- Бортовые. Такие коносаменты оформляют лишь в случаях, когда груз уже находится на борту судна.
- Для погрузки (или же разгрузки) на борт плавательного средства. Документ оформляется на товар, который предназначен для погрузки на судно, но в данный момент находится в ином пункте под охраной.
Коносамент смешанной доставки
Как мы уже говорили в начале статьи, коносамент может выписываться и относительно грузов, которые будет следовать не лишь одним морским путем. Здесь стоит упомянуть о ценной бумаге смешанного типа.
Такой коносамент оформляется, когда груз будет идти минимум двумя различными типами транспорта. Он тоже может служить в качестве расписки доставки товара перевозчику. Но уже не свидетельствует о факте погрузки на борт. Коносамент может составляться и когда товар принят, скажем, на контейнерный терминал.
Основные данные в документе
По российскому Кодексу торгового мореплавания коносамент на товар обязательно должен содержать в себе следующие реквизиты:
- Наименование судна или иного транспортного средства.
- Данные об отправителе и перевозчике.
- Наименование локации, где производится прием, погрузка товара.
- Место, куда прибудет груз. Если имеется чартер - место назначения судна.
- Наименование получателя товара для именного типа - когда выдается по приказу отправителя. Наименование получателя для ордерного типа - по его же приказу. Или же указание, что документ выдан на предъявителя.
- Груз - наименование, марка (или несколько названий), мера веса, объема или количество занятого места на судне.
- Информация о фрахте и иных платежах, причитающихся перевозчику.
- Время и место выдачи самого документа, число экземпляров коносамента.
- Подпись представителя перевозчика или капитана судна.
Правила работы с ценной бумагой
В заключение познакомим вас с важными рекомендациями:
- Отправитель товара (или его законный представитель) должен составить погрузочный ордер. В документе указывается наименование товара, его марка, количественное выражение, информация об упаковке. А также реквизиты получателя и адресанта, название порта отправителя, конкретная информация по судну.
- Факт погрузки товара на борт будет подтверждаться штурманской распиской.
- После того как судно двинется в путь, вместо штурманской расписки отправитель товара оформляет морской коносамент. Оригинал этой ценной бумаги он обязан направить получателю груза.
- По коносаменту, заведомо полученному от адресанта, адресат получает поставку в порту.
- Чтобы перевозчик выдал по данному документу груз, достаточно одного экземпляра коносамента. Все остальные признаются недействительными.
- После момента передачи товара по этому документу перевозчик уже не несет никакой ответственности за его качество и сохранность.
Коносамент - документ, который из сферы торгового мореходства в наши переходит в область грузовых перевозок вообще. Известно несколько типов подобных ценных бумаг, которые легко классифицировать по группам, опираясь на конкретные характеристики.