Сегодня в РФ действует двухуровневое высшее образование, по окончании первой ступени человек поучает диплом бакалавра, второй - магистра. Одноуровневое образование с получением квалификации "специалист" сохраняется только по небольшому ряду специальностей. Бакалавриат является базовым уровнем, и обучение на нем проходит в течение четырех лет. По его завершении человеку вручается диплом бакалавра, который свидетельствует о наличии у него высшего образования.
Принцип этого уровня образования - практико-ориентированное обучение. Обучающийся получает фундаментальные знания по определенному в качестве основного направлению и базовые - из других дисциплин, входящих в программу. Получая диплом бакалавра, выпускник приобретает право занимать должности, где требуется высшее профессиональное образование. Имея такой диплом, человек получает право продолжить образование до степени магистра.
Переход на двухуровневую систему связан с присоединением к Болонскому процессу, цель которого - создание единого образовательного пространства в Европе, расширение доступности высшего образования, повышение его качества. Присоединение нашей страны к Болонскому процессу дает отечественным ВУЗам дополнительные возможности по участию в новых проектах, а преподавателям и студентам - в программах по обмену с учебными заведениями Европы.
Кроме того, подобное образование высшее соответствует современному темпу обновления технологий, при котором подготовка узких специалистов за пять-шесть лет становится неконкурентоспособной и нецелесообразной. Высок риск, что за такой период технология изменится настолько, что выпускник будет обладать уже ненужной экономике специализацией. Диплом бакалавра дает возможность, получив высшее образование, оглядеться и выбрать нужную специализацию, соответствующую сложившимся на тот момент требованиям рынка труда.
При этом всем нужно понимать, что по мировым стандартам бакалавриат является полноценным высшим образованием. Основой же его становится обучение по определенному профилю подготовки, который является системой организации образования, обеспечивающей углубленное изучение дисциплин по профилю. В это время создается база для дальнейшего обучения в зависимости от жизненных планов человека. Выбор профиля является важным личным решением абитуриента, он предоставляет возможность по окончании изучения профессиональных дисциплин получить знания и навыки в специальных дисциплинах. При этом учащийся успевает понять, какие способности у него есть и что будет лучшим для его последующей карьеры и жизни в целом.
Справедливости ради стоит заметить, что какое-то время диплом бакалавра в России еще будет восприниматься как не совсем полное высшее образование. Но это просто стереотип, связанный с переходным периодом и небольшим принижением значимости диплома о высшем образовании в целом. Но сама система подготовки тут ни при чем, виной тому большое количество сомнительных ВУЗов, обильно расплодившихся в 90-е годы.