Эффект дохода и эффект замещения - ключ к пониманию изменения величины спроса

Изменение цены товара приводит в общем случае к уменьшению спроса на него. Объясняется это тем, что имеют место эффект дохода и эффект замещения, которые и определяют такой вид графика равновесия на рынке. Эти два явления настолько взаимосвязаны, что ученые по-прежнему занимаются разработкой методов, которые помогут количественно разграничить их влияние.

Эффект замены состоит в том, что покупатель стремится приобрести больше товаров, стоимость которых снизились, замещая ими более дорогие блага. Так проявляется влияние на спрос цены замещающих товаров, на желание потребителей купить определенную продукцию. Если субституты стоят дороже, то он будет расти, а если дешевле, то падать. Тем не менее, эффект дохода и эффект замещения не касаются предметов роскоши и так называемых товаров Гиффена. Связано это с тем, что в случае с ними один из векторов действует сильнее другого, поэтому спрос будет изменяться при прочих равных условиях в ту же сторону, что и цена товара.

Одним словом, эффект дохода заключается в том, что при снижении стоимости, происходит высвобождение части бюджета потребителя, что делает его относительно более богатым. Если же цена одного из необходимых субъекту товаров увеличивается, то он становится относительно более бедным, что приводит к тому, что он сокращает потребление практически всех привычных благ. Здесь же вступает в действие и эффект замены, что и заставляет покупателя искать субституты подорожавшей продукции, чтобы получить возможность удовлетворить все свои потребности в более полном объеме. Поэтому совокупный эффект дохода и эффект замещения имеют существенное влияние на уровень цен и конкуренцию в отрасли, а значит, и на рыночную конъюнктуру.

Как уже было сказано выше, в экономике существует проблема, связанная с разграничением влияния на величину спроса данных двух противоположно направленных векторов. Эффект дохода и эффект замещения обычно рассматриваются на основании двух подходов. Приверженцы первого подхода, разработанного Е.Е. Слуцким, настаивают, что неизменным можно назвать только тот уровень дохода, который обеспечивает одинаковый набор товаров. Графическая модель Слуцкого указывает на то, что оптимальный выбор потребителя определяется точкой касания кривой безразличия и бюджетной линии. Для того чтобы рассмотреть эффект дохода и эффект замещения отдельно, Слуцкий рисует дополнительную бюджетную линию, связанную с изменением относительного дохода потребителя, вызванным уменьшением или увеличением цены товара. Затем ученый проводит еще одну бюджетную линию, но уже без учета первого фактора, что позволяет вычислить эффект замещения с помощью данной графической модели.

Сходный подход демонстрирует и зарубежный экономист Дж. Хикс, который исходит из того, что относительный уровень дохода зависит от полезности благ, которые на него приобретаются. Поэтому если различные в абсолютном выражении суммы обеспечивают одинаковое удовлетворение потребностей, то в относительном выражении они являются равными.

Комментарии