А.Н.Островский: драма "Гроза"
Драма "Гроза" была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году, в печати произведение появилось в 1860 году. Создавалась пьеса драматургом в селе Щелыково, где им была приобретена усадьба, и где он проводил много времени. По мнению многих литературоведов, сюжет отражал нравы костромского купечества.
С момента появления в печати и постановки на сцене пьеса стала объектом ожесточенных споров и столкновений разных мнений критиков, театроведов, да и зрителей. Миллионы советских школьников (вслед за Добролюбовым) повторяли, что Катерина - луч света в темном царстве. А многие из современников Островского просто восприняли эту историю как семейно-психологическую. Итак, драма "Гроза" (краткое содержание): властная свекровь тиранит честную и гордую невестку, которая искренне старается быть хорошей женой, но, как на грех, влюбляется в другого.
Когда читаешь учебники литературы советских времен и сравниваешь с тем, что выдается информационными источниками сегодня, поражаешься устойчивости тех штампов, с которыми "Грозе" никак не проститься.
Редко кто не помянет "темное царство" и "душный мир самодуров, царящих в нем", "жертв, противостоящих темному царству" и далее в том же духе. И драма "Гроза" никак не расстанется с этими стереотипами.
А если отрешиться от этих заученных со школы формулировок и перечитать пьесу? Просто свежим взглядом посмотреть на то, что происходит в городе Калинове. Так ли далеко мы ушли от мира, в котором правит Савел Дикой, проще говоря, большие деньги?
Итак, еще раз. Драма "Гроза". Островский до сих пор не раскрыл всех загадок, заложенных сюжетом пьесы. Почему Кабаниха так тиранит Катерину? Просто ли это ревность свекрови к невестке, чувство вполне традиционное и понятное современным женщинам? Или это проекция ее собственной биографии - ведь и она когда-то молодой невесткой входила в богатый купеческий дом, и ей приходилось смиряться и подчиняться.
Есть в пьесе героиня, о которой принято упоминать скороговоркой - это сестра Тихона, Варвара. Вот она, наплевав на нравы и устои морали, бежит из Калинова со своим любимым Кудряшом. Значит, есть у человека какой-то выбор? Или же он продолжает плыть по течению? Или бросается в реку от безысходности?
Драма "Гроза" задает много вопросов, но над ответами заставляет думать читателей и зрителей.