ЗАЗ 968М - дешево и сердито

Автомобили, выпускаемые запорожским заводом "Коммунар", вызывали к себе особое отношение, во всяком случае, каждый из них имел свое прозвище. Начиналось все с "горбатого", потом появился "ушастый", а закончилась история "мыльницей". Именно так прозвали в народе ЗАЗ 968М. Тем не менее, у всех жителей СССР отношение к нему было двоякое. Все над ним подшучивали, рассказывали массу анекдотов, тем не менее, практически все, как только появлялась возможность, были готовы приобрести этот автомобиль.

ЗАЗ 968М
Если вернуться немного назад, то история "запорожцев", как потом стали называться эти автомобили, начинается со времен оттепели. Именно тогда Совмин СССР принял решение о выпуске микролитражного автомобиля дешевле Москвича. "Крестными отцами" новой машины можно считать конструкторов Москвича. В качестве прототипа был выбран итальянский Фиат-600. Однако производственных мощностей и площадей для выпуска такой машины на Москвиче не было, и она отправилась в Запорожье, на завод сельхозтехники "Коммунар". Так и родился "горбатый" – ЗАЗ 965.

ЗАЗ 968М тюнинг
Теперь можно, условно говоря, перенестись из 1960-го года, когда появился ЗАЗ 965, в 1980-й, когда на дорогу выехал ЗАЗ 968М - последняя модернизация "запорожца". Это был самый доступный для советских людей автомобиль. Его цена составляла 3500 советских рублей, цена Москвича была 5500 рублей, а Жигулей – 7500. При отсутствии какого-либо комфорта, свою чисто утилитарную функцию – доехать до дачи, отвезти груз, зачастую больше по весу себя самого, добраться в нужное место – он выполнял не хуже других автомобилей. Кроме того, проходимость по грунтовым дорогам уступала только УАЗу.

Модернизированный "запорожец" внешне выглядел вполне прилично – компактный, все размеры пропорциональны, наружная отделка не имеет ничего лишнего. Исчезли воздухозаборники, придававшие предшественникам "ушастый" вид, их заменили решётки. Внутреннюю отделку, особенно с точки зрения современных привычек, соответствующей автомобильным требованиям признать можно только условно. Тем не менее, несмотря на спартанскую простоту обстановки, автомобиль успешно выполнял основную свою задачу – он двигался. Для личного удобства в ЗАЗ 968М тюнинг каждый делал в меру своего понимания и возможностей.

ЗАЗ 968 характеристики
Силовым агрегатом служил двигатель с воздушным охлаждением в 1,2 литра, развивающий мощность от сорока до пятидесяти л.с. Это была V-образная четверка, располагавшаяся сзади. Теоретически у ЗАЗ 968М характеристики были вполне приемлемые, хотя именно теоретически. Проблем у машины было много – низкая надежность, перегрев двигателя, быстрый износ ходовой и трансмиссии. Однако все компенсировалось поразительной выносливостью и "всеядностью" двигателя. Он работал на любом бензине и масле, вплоть до использования "обратки", причем даже тогда, когда любой другой уже давно бы перестал.

Но главным достоинством ЗАЗ 968 была цена. Именно она мирила людей с его недостатками. Причем предпринимались попытки как-то улучшить машину, перевести ее на более высокий уровень, но все они пресекались на корню, ведь в таком случае "запорожец" терял свое основное достоинство, а какие-то новые преимущества оставались довольно сомнительными.

Это был доступный и дешевый народный автомобиль. Вот примерно так и надо относиться к персонажу многочисленных анекдотов. ЗАЗ 968М дал в то время советским людям возможность прикоснуться к автомашине в личном пользовании, заложил основы культуры частного транспорта и показал дорогу, по которой необходимо двигаться дальше.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
0
вы ачем
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.