День печати в России - 13 января 2024 года
13 января в России отмечается День печати - праздник всех, кто связан с изданием газет и журналов. В этот день в 1703 году вышел первый номер российской печатной газеты. За более чем 300-летнюю историю российская печать прошла славный путь развития. Давайте вспомним ключевые вехи этого пути и поздравим работников отрасли с профессиональным праздником.
История зарождения печати в России
История российской печати берет свое начало в 1702 году, когда Петр I издал указ об учреждении первой печатной газеты. Целью газеты было информирование населения о важных событиях внутри страны и за рубежом. Для создания газеты использовались переводы иностранных изданий и рукописные «вестовые письма» XVII века.
13 января 1703 года в Москве вышел в свет первый номер газеты под названием «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Тираж составил около 1000 экземпляров.
Первый номер газеты носил объемный заголовок, отражающий ее содержание. В дальнейшем название сокращалось до «Ведомостей».
По формату первые номера «Ведомостей» представляли собой небольшие книжечки объемом 2-22 страницы, набранные церковнославянским шрифтом. С 1710 года шрифт сменили на гражданский, а издание стали украшать гравюрой.
Редактором первых выпусков газеты был Федор Поликарпов, директор Московского печатного двора. Основными темами публикаций были военные победы, торговля, промышленность.
Петр I лично редактировал «Ведомости» и снабжал материалами. При нем газета стала выходить регулярно: в 1703-1704 годах - по 39 номеров в год, в 1705 году - уже 46 номеров.
Развитие газеты при Петре I
Петр I всячески поощрял издание первой российской газеты и следил за ее содержанием. Он рассматривал «Ведомости» как важное средство пропаганды реформ и укрепления авторитета власти.
Чтобы приобщить население к чтению газет, по указу царя в Москве были открыты специальные «кофейные дома», где людей бесплатно поили кофе и угощали сладостями во время чтения «Ведомостей».
С 1711 года газета стала издаваться не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Ее название также варьировалось: «Ведомости Московские», «Российские ведомости».
К концу царствования Петра I тираж «Ведомостей» достигал уже около 1000 экземпляров. Формат газеты увеличился до 1/4 листа. Объем отдельных номеров доходил до 22 страниц.
После смерти Петра I в 1727 году выпуск «Ведомостей» был приостановлен. Однако уже в 1728 году издание возобновилось под названием «Санкт-Петербургские ведомости».
Развитие периодической печати в XVIII-XIX веках
Новый импульс развитию газеты придал М.В. Ломоносов, ставший одним из редакторов «Санкт-Петербургских ведомостей» в 1755 году. При нем тематика публикаций расширилась за счет материалов по истории, экономике, культуре.
К началу XX века периодических изданий в России насчитывалось уже более 2000. В 1904 году было создано первое информационное агентство - Санкт-Петербургское телеграфное агентство, предшественник современного ИТАР-ТАСС.
После 1917 года количество газет и журналов продолжало расти. К 1940 году их насчитывалось более 10 000 наименований. К концу 1980-х годов выходило свыше 13 000 периодических изданий в СССР.
Несмотря на спад 1990-х годов, в последние десятилетия в России вновь наблюдается подъем периодической печати. По данным на 2022 год в стране зарегистрировано более 100 000 СМИ.
Современное состояние периодической печати в России
На сегодняшний день в России зарегистрировано более 100 000 средств массовой информации. Из них около 40 000 - это газеты и журналы, 16 000 - электронные СМИ.
Среди лидеров рейтинга наиболее цитируемых печатных изданий такие газеты, как «Ведомости», «Известия», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты».
По данным исследований, ежедневный совокупный тираж ведущих федеральных и региональных газет составляет около 20 миллионов экземпляров.
В последние годы отмечается тенденция снижения подписки на печатные СМИ и роста популярности электронных и онлайн-изданий.
Профессия журналиста: подвиги и жертвы
Профессия журналиста всегда сопряжена с рисками. Многие работники СМИ отдали свои жизни, выполняя профессиональный долг.
Только в годы Великой Отечественной войны погибли около 1500 военных корреспондентов. Десятки журналистов сложили головы в локальных конфликтах и горячих точках.
К сожалению, даже в мирное время представители СМИ подвергаются нападениям и убийствам. За последние годы в России было совершено несколько громких нападений на журналистов, расследующих коррупционные преступления.
Правозащитные организации ведут постоянную работу по защите прав журналистов и расследованию преступлений против них. В России увековечена память многих погибших журналистов.
Празднование Дня печати в России
День печати отмечается в России 13 января, начиная с 1991 года. Эта дата была возвращена в качестве профессионального праздника журналистов после периода празднования 5 мая в советскую эпоху.
Традиционно в этот день чествуют ветеранов журналистики, вручаются профессиональные премии, проводятся тематические форумы и конференции.
Также 13 января объявляются итоги конкурсов на получение грантов для реализации медиапроектов молодых журналистов.
День печати объединяет не только работников традиционных печатных СМИ, но и новые медиа, такие как интернет-издания и телеканалы.
Перспективы развития российской печати
Несмотря на конкуренцию со стороны новых медиа, традиционная печать в России сохраняет свои позиции и активно развивается.
Среди перспективных направлений - внедрение мультимедийных и интерактивных технологий, расширение присутствия в соцсетях, повышение аналитической составляющей материалов.
Большой потенциал для роста есть у региональных изданий. Главными задачами отрасли остаются сохранение высоких стандартов журналистики и свободы слова.
Перспективы развития российской печати
Несмотря на конкуренцию со стороны новых медиа, традиционная печать в России сохраняет свои позиции и активно развивается.
Среди перспективных направлений - внедрение мультимедийных и интерактивных технологий, расширение присутствия в соцсетях, повышение аналитической составляющей материалов.
Большой потенциал для роста есть у региональных изданий. Например, внедрение цифровых технологий позволяет местным газетам расширять аудиторию за счет интернет-версий и мобильных приложений.
Главными задачами отрасли остаются сохранение высоких стандартов журналистики и свободы слова. Этому способствует присуждение престижных профессиональных наград, таких как премия Петра Великого.