Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения и их обоснование

Несмотря на то что педагогические технологии личностно-ориентированного обучения являются пока сравнительно новым явлением, затронувшим современную российскую школу, интерес к ним неуклонно растет. Это объясняется не только наметившимися в современном обучении тенденциями к гуманизации и переходу к педагогике сотрудничества, но и назревающим кризисом всей системы образования в целом.

Отличительные свойства личностно-ориентированных технологий обучения

Немалые надежды возлагаются на педагогические технологии личностно-ориентированного обучения не случайно. Преимуществами данных систем, выгодно отличающими их от предшествующих, являются:

  1. Предоставление ученику максимальной возможности самореализации путем раскрытия в себе творческого, интеллектуального, физического потенциала.
  2. Общение между участниками педагогического процесса, построенное на взаимном уважении и принципах педагогики сотрудничества. Признание за учеником статуса субъекта познавательной деятельности.
  3. Усвоение знаний - средство развития, а не цель обучения.
  4. Учебно-воспитательный процесс, максимально адаптированный под индивидуально-личностные особенности каждого из учеников (в том числе – ценностные ориентации, индивидуальные особенности мышления, памяти, течения познавательных процессов, сферы интересов).
  5. Доминирование образованности над обученностью.
  6. Соблюдение принципа вариативности с целью возможности разнообразить как формы, так и содержание учебно-воспитательного процесса.

Основные категории личностно-ориентированных технологий

Рассматривая педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, стоит отметить, что внутри них существует немало подкатегорий, дающих более полное представление об их сущности.

Технологии развивающего обучения отличаются акцентированием внимания педагога на усвоении изучаемого материала учеником в ускоренном, опережающем темпе. К их числу относятся система Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. В основе педагогики сотрудничества, предложенной Ш.А. Амонашвили, лежит усиление гуманных взаимодействий между сторонами педагогического процесса. Технология индивидуализации образовательной деятельности предлагает строить работу образовательных программ на основе максимального учета индивидуальных особенностей ребенка. Технологии активизации деятельности предусматривают использование максимального количества нестандартных методик – деловых игр, педагогических задач (к примеру, на лекции могут не только рассматриваться методы работы социального педагога, но и приводиться примеры социально-педагогических задач, решить которые предлагается студентам).

Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, в том числе каждая указанная технология управления организацией учебного процесса и его содержанием, направлены на всестороннее совершенствование и гуманизацию современной образовательной системы.

Комментарии