Понт Эвксинский – древнее название Черного моря. По всей видимости, именно оно вдохновило греков, которых всегда было немало в южном городе Одессе, обозначить словом «понт» нечто грандиозное и производящее незабываемое впечатление.
Из одесского говора выражение перекочевало в великий и могучий русский язык, получив распространение по всей территории бывшего Советского Союза. Смысл его не изменился. «Хороший понт дороже денег», «с понтом под зонтом, а сам под дождем» и другие крылатые высказывания одесситов стали популярны и во Владивостоке, и в Бресте, и в Саратове, и в Мурманске. Каков же смысл этого понятия? И почему слово стали чаще употреблять во множественном числе?
Выражаясь языком научным, можно сказать, что понты – это приемы, позволяющие создать гиперболизированное представление о достатке, возможностях, красоте и других аттрактивных факторах, сопровождающих личность. Употребляется выражение чаще всего в ироническом смысле, так как тем, кто в самом деле обладает реальными достоинствами, как правило, их преувеличивать нет никакой нужды. Если говорить проще, понты – это вынужденная мера для тех, кто не может похвастаться ни богатством, ни властью, но очень хочет выглядеть и очень влиятельным и, как говорят в Одессе, «сармачным». Не можешь быть – умей казаться. Такая позиция редко вызывает сочувствие после ее разоблачения.
Для чего нужны молодым людям понты? Девушек охмурять. Особенно тех, кто хочет познакомиться с представителями «золотой молодежи». Способов «понтоваться» есть немало. Например, выдать служебный автомобиль за собственный, блеснуть знанием дорогих марок техники и одежды, показать «Ролекс» на запястье, забыв уточнить, что это – китайская подделка.
Но не только молодежь использует эти приемы. У зрелого возраста свои понты. Дешевые понты с возрастом удорожаются. Приехать на деловую встречу на престижной иномарке; опоздав, намекнуть, что только что из аэропорта, и посетовать, что рейс из Монако опять задержали; случайно «засветить» фотографию, на которой изображен рядом со знаменитостью - вот лишь немногие из примеров. Собственно, почти вся жизнь современного истеблишмента и так называемой «творческой элиты» в известном смысле построена на понтах.
Впрочем, понты – это не только попытки выглядеть богаче и круче. В мире большой политики иногда возникают ситуации, когда просто необходимо прибедняться и демонстрировать близость к простому трудовому народу. В этих случаях миллионеры и даже миллиардеры вдруг оказываются в салонах подержанных «Жигулей» или дают интервью, сидя за небогатым, но с достоинством накрытым столом на фоне трогательного настенного коврика. Иногда такие «антипонты» бывают очень убедительными. Подчеркивая свою скромность и народность, они пытаются убедить электорат в том, что нужды рядового избирателя им не чужды, и лишь случайные утечки информации позволяют судить об их истинном отношении к «массам», на политическом жаргоне именуемым чаше всего биомассой.
Однако любое лицемерие рано или поздно разоблачается. «Понты – это все», - говорят люди, и после такого приговора веры уже нет: ни тем, кто старался внушить собственную значимость, ни тем, кто хотел показать свою простоту.