Древняя Греция всегда будет интересовать человечество. Каждая археологическая находка, касающаяся тех далеких времен, сразу же привлекает всеобщее внимание. И это совсем не удивительно, ведь благодаря этой цивилизации мы имеем столько уникальных знаний во всех сферах жизни. Математика, физика, астрономия, архитектура, литература, медицина и многое другое получили мощное развитие в греческом обществе, что помогло всему человечеству в дальнейшие эпохи.
Древние эллины стремились всегда добиваться идеала. В их культуре воспевалась красота и гармония. Чрезвычайно важными считаются достижения греков в архитектуре. Их желание подчинить все правильному математическому порядку прекрасно прослеживается в полном гармонии зодчестве. С началом использования камня, как главного строительного материала, стали появляться и новые веяния в архитектуре. Первые каменные храмы наследовали традиции еще прежних деревянных сооружений сакрального характера. Однако со временем становилось все больше отличий. Так появился дорический ордер. Сужающаяся к верху колонна устанавливалась прямо на каменную платформу (стилобат), она не имела базы, капитель колонны состояла из круглой плиты – эхина и квадратной – абака. Над ней горизонтально укладывали широкие прямоугольные балки – архитрав. В дорическом ордере капитель колонны не украшалась декоративной отделкой. Чудесный пример данного ордера – Парфенон, храм посвященный
богине Афине, находящийся в
Афинском Акрополе. Его строили согласно всем канонам дорического ордера. Он до сих пор поражает своими идеально просчитанными пропорциями и сдержанной гордой красотой.
Во времена войны между Афинами и Спартой в греческом зодчестве утвердился ионический ордер. Свое название он получил из-за того, что возник в Ионии. Этот ордер отличается изящными легкими пропорциями и декоративным оформлением, для него характерно украшение на капителях колонн в виде сдвоенных спиральных орнаментов. В этом стиле сооружен храм Нике Аптерос и Эрехтейон. Они также расположены в Афинском Акрополе. В сравнении со строгостью дорического архитектурного
ордера, ионический поражает взор почти женственной изящностью. Замечательным примером послужит знаменитый портик кариатид в Эрехтейоне. Использование статуй девушек вместо колонн усиливает впечатление легкости и удивляет своей волшебной красотой. Также новшеством стало украшение абака (это верхняя плита капители колонны) красивой разнообразной резьбой.
В эпоху эллинизма популярным стал
коринфский ордер, его характерной чертой стала пышно украшенная декором капитель колонны. Ее делали в виде красиво завивающегося листа аканта. Использование коринфского ордера в интерьерах древнегреческих храмов еще больше повышало значимость и священную красоту мест, где были установлены статуи богов. Удивительно высокая капитель колонны создавала впечатление возвышенности и легкости
архитектурных пропорций в помещениях.
В дальнейшем дорический, ионический и коринфский архитектурные ордера претерпевали изменения в канонических пропорциях, приобретали большую или меньшую простоту и легкость, но при всем этом никогда не утрачивали законов симметрии, которыми восхищались их создатели, а теперь и мы.