Загадка механической деградации картин Пикассо: новое исследование ученых

Летом 1917 года, находясь в Барселоне, всемирно известный художник Пикассо, вдохновленный «Русским балетом», работал над серией из 4 картин схожей тематики. Создавая эти произведения искусства, художник использовал совершенно одинаковые материалы — одни и те же краски, хлопковые холсты, олифу и органический клей.

Тайна картин: разница в степени старения

В последующем многие десятилетия все четыре картины хранились в доме у семьи Пикассо. Переданы они в дар музею Барселоны родственниками художника были только в 1970 году.

Разумеется, хранились эти полотна долгое время без соблюдения каких-то особых правил - в обычном микроклимате, не слишком благоприятном для масляных картин. Тем не менее, три картины Пикассо из серии сохранились очень даже неплохо. На четвертой же специалисты музея обнаружили множество трещин.

Такая разница в старении очень удивила экспертов. Ведь написаны картины, как уже упоминалось, были с использованием одних и тех же материалов. При этом и условия их хранения были одинаковыми.

Исследовательский проект

Неодинаковая степень старения четырех картин Пикассо навела специалистов на мысль о необходимости их тщательного изучения. Работники музея решили выяснить причину такого несоответствия, проведя осмотр полотен с использованием современного оборудования

По словам специалистов, узнав о том, что именно вызвало ускоренное старение одной из картин, они смогли бы разработать комплекс советов современным художникам, позволивший повысить качество полотен, создаваемых в наши дни.

Ведь и картины, написанные в наше время, во многих случаях являются талантливыми произведениями искусства, которые будут ценить и стараться сохранить наши потомки. И, разумеется, каждому художнику хотелось бы, чтобы его картины оставались в том виде, в котором они были созданы, как можно более длительный промежуток времени.

Результаты исследования

В ходе проведенного исследования картин Пикассо специалисты выяснили три интересных факта:

  1. Художник использовал краски, которые могли замешиваться с неодинаковыми пропорциями традиционного для написания картин льняного масла и подсолнечного с сафлоровым. Две последние разновидности масла хуже и дольше высыхают, чем льняное.
  2. На хлопковый холст Пикассо наносил два слоя грунта. При этом основой одного из них был органический клей, а второго — олифа. При нанесении грунта художник смешивал также в неточных пропорциях различные пигменты — барит, белый свинец, цинк.
  3. В одном случае Пикассо при создании картины использовал даже полусинтетическую краску. Во те времена она еще не была распространена и применялась художниками редко.

Металлические мыла

Также в слое краски на сильно постаревшем полотне Пикассо эксперты обнаружили присутствие так называемых «металлических мыл». Эти соединения могут образовываться в процессе замешивания краски или грунта из-за взаимодействия связующего с некоторым другими веществами, в первую очередь с выделяемыми пигментом ионами.

Особенностью металлических мыл в живописи является то, что они могут вызывать четко различимые повреждения краски. Картины из-за них со временем начинают выглядеть хуже. Кроме того, мыла нарушают механическую и химическую стабильность картин.

Вывод специалистов

Таким образом, по мнению экспертов, разница в старении четырех картин Пикассо была вызвана в первую очередь неодинаковым химическим и механическим взаимодействием между пигментами и связующем в использовавшихся художникам красках. Также на степень старения повлияла толщина краски в мазках.

По словам ученых, изучение картин Пикассо породило множество новых вопросов и идей. Подобные исследования в дальнейшем будут обязательно продолжены. Саму же сильно постаревшую картину Пикассо работники музея собираются отреставрировать.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Любите ли вы творчество Пикассо?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.