Поляк по рождению, выдающийся русский летчик по призванию: как впервые на гидросамолете была выполнена знаменитая "петля Нестерова"

В Российской империи было много легендарных летчиков, совершивших великие подвиги. Одним из таковых является поляк по происхождению Ян Нагурский. Он является первым, кто совершил полет на гидросамолете М-9 севернее полярного круга, а также кто совершил на этом типе воздушного судна петлю Нестерова. В полет он отправился вместе с механиком Николаем Годовиком, но вот его имя не вошло в историю, хотя вклад также был неоценим. Давайте узнаем, что за человек был Ян Нагурский и какими выдающимися поступками отличился за свою карьеру.

Начало карьеры

Несмотря на то что Ян Нагурский родился в Польше, тем не менее он был полностью и безоговорочно предан Российской империи. В 1913 году он окончил Гатчинскую офицерскую военную академию и уже на последних годах обучения подавал большие надежды.

В 1914 году требовалась провести спасательную экспедицию по поиску и эвакуации пропавших в Арктике ученых. И Ян был одним из первых, кто вызвался добровольцем. Самое сложное заключалось в том, что на тот момент никто не имел подобного опыта, а полеты за Полярный круг вообще не совершались. Но это не остановило молодого летчика. Руководство одобрило его кандидатуру, и он вместе с механиком Николаем Годовиком приступил к подготовке к экспедиции.

Сложная задача

Спасательную экспедицию в других странах не поддержали, поскольку считали ее невыполнимой. В результате 21 августа 1914 года с советского аэродрома в воздух поднялся гидросамолет и направился к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Полет длился более четырех часов, а всего Ян Нагурский совершил 5 разведывательных вылетов. К сожалению, все они оказались безуспешными, поскольку следы пропавших членов экспедиции так обнаружены и не были.

Но свои плоды миссия все-таки принесла. Летчику удалось собрать немало полезной информации и составить основные рекомендации по полетам в арктических условиях. На основании полученных им данных была написана книга, которую даже презентовали царю.

Легендарный подвиг

Ян Нагурский навсегда вписал свое имя в историю отечественной авиации в 1916 году. Его подвиг заключался в том, что он первым выполнил на гидросамолете одну из сложнейших воздушных фигур — мертвую петлю. На первый взгляд это кажется невозможным, ведь М-9 изначально конструировался с целью проведения разведки и спасательных операций на море, а его технические характеристики не позволяли выполнять сложные элементы. На самолете был установлен двигатель мощностью всего 150 лошадиных сил, способный развивать максимальную скорость 110 км/ч фюзеляж, крыло с оперением и межкрыльные стойки. Но несмотря на это, Ян Нагурский сумел поднять судно на высоту 3 километра и выполнил "петлю Нестерова". Во время маневра он чуть не выпал из самолета, но с трудом удержался и довел его до конца. После этого он повторил его несколько раз, а затем вернулся на аэродром, где его встречали как героя.

Но во время Первой мировой войны его самолет был сбит, после чего он еще какое-то время воевал на фронте, а затем навсегда уехал на родину. Но в Русской империи его имя не было забыто и сейчас вспоминается с гордостью.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какие интересные истории о летчиках знаете вы?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.