Жизнь в темноте и непростой путь к заветному чемпионству: о чем спортивная драма “Крецул”

14 декабря прошлого 2023 года состоялась премьера фильма Александры Лихачевой под названием «Крецул». Это драма, основанная на реальных событиях, посвященная известному молдавскому и российскому дзюдоисту Олегу Крецулу, выигравшему Паралимпийские игры.

Сюжет картины

События начинают разворачиваться в 1996 году в Кишиневе, куда с чемпионата Европы по дзюдо возвращается молдавская сборная. Олег Крецул, роль которого исполнил Никита Волков, едет домой с серебряной медалью, сказав отцу, что везет золото, с дешевыми автомобильными дисками и турецким спортивным костюмом для своего друга-дзюдоиста Виталия Глигора (в его роли – Сергей Волков).

Впереди предстоят Олимпийские игры в Атланте, свадьба и столкновение в лоб с КамАЗом, лишившее жизни жену и ее брата и лишившее зрения Крецула. Однако друг не оставляет Олега в беде. Виталий не дает Крецулу раскиснуть и становится его проводником в жизнь паралимпийца.

Молодые люди все время вынуждены выкручиваться из тяжелых реалий, душащих полным отсутствием понимания, денег и перспектив. Судьбы каждого из них могли бы сложиться абсолютно по-другому. К примеру, как у их товарища по прозвищу Слон (роль исполняет Владимир Гарцунов), не перестающего «мутить» серые схемы на родине. Он и дал ребятам денег на поездку на турнир в Вильнюс, в котором участвовали люди с ограниченным зрением. Победивший Крецул и был замечен там тренером российской сборной…

Основные особенности фильма

Фильм Лихачевой проходит между биографической историей успеха и избыточным портретом эпохи. Картина сплошь наполнена лакунами – тем, что ясно без слов, но каждый видит это по-своему. Бесконечными забавными ситуациями, за которыми скрываются истинные переживания. Длинными паузами и одинокими прогулками Глигора, ставшего другу наставником и проводником, доверившим ему взамен свои мечты и амбиции. Неслышимыми зрителю репликами из телефонной трубки. «Музыкой эпохи», замененной шумом повседневности и бюрократическими репликами тренеров, врачей, судей.

Оригинальная видеосъемка

В этой картине, за исключением некоторых сцен, камера практически все время находится рядом с Клецуром и Глигором не далее чем на расстоянии предплечья. Большая часть экранного времени проводится именно на этой дистанции. Виталий везде сопровождает своего друга, чтобы дать ему возможность двигаться, положив руки на его плечи. Это является и жестом настоящей дружбы, и чем-то из контактных ритуалов дзюдо. Для каждого из ребят жизнь – борьба в прямом смысле этого слова. Причем не только на татами, но и в постсоветское время, когда некуда идти, когда нечего есть. Борются друзья и друг с другом временами, ведь серьезные перемены воспринимают по-своему.

Несмотря на то что была выбрана документальная фактура и манера съемки, постоянный оператор Раду Жуде Мариус Пандуру сделал все для того, чтобы «Крецул» не поддавался упадничеству, как и его герои. Фильм наглядно показывает, как нужно снимать кино о людях с инвалидностью. Без жалостливого восторга и надрыва, с глубоким сопереживанием и с уважительной дистанции. В наиболее драматические моменты камера останавливается на удалении, чтобы блистательные тезки-Волковы могли сконцентрировать в себе и выразить то, что моментально обесценивается, как только произносится вслух.

Зрелая режиссура

«Крецул» отличается действительно очень зрелой режиссурой Александры Лихачевой, снявшей перед этим документальный фильм под названием «Длинное. Черное. Облако опускается». В этой картине речь также идет о двух героях, находящихся в поисках смысла жизни, который они пытаются всеми силами приобрести на Олимпиаде 2014 года. Только здесь герои не участники, а зрители.

В «Крецуле» Лихачевой максимально точно и четко расставлены все акценты. Она избегает дешевой сентиментальности, при этом находит уязвимость в сильных на первый взгляд персонажах, что делает их не какими-то сказочными богатырями, а настоящими людьми, живыми.

Ценным является и то, как Лихачева снимает выступления главного героя на Паралимпиаде в финале. Показаны они абсолютно без всякого излишнего спортивного для нового русского кино пафоса, который превращает все спортивные соревнования в военные сражения, где соперник выступает монстром, а не живым человеком.

Актерская работа

Еще один огромный плюс киноленты – это актерская работа Волковых. И Никита, и Сергей приложили максимум усилий, изучив реальные прототипы своих персонажей, для того чтобы в точности воспроизвести их манеру речи, повадки, взаимодействие друг с другом. Оба артиста играют свои роли со сдержанностью и честностью. Ребята даже смотрятся как братья, которые ценят настоящую дружбу выше любых спортивных наград.

Подведение итогов

Фамилия Крецул похожа на название какого-то минерала – крепкого, выдерживающего любое внешнее давление, такого, в котором есть сила. Лихачевой отлично удалось передать это ощущение. Ее картина избегает множества жанровых спортивных клише, причем намеренно. Это самобытный фильм о спортсмене, в котором присутствует больше человеческого, чем спортивного, а главные достижения происходят в его сердце, а не на олимпийском ринге.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы уже смотрели этот фильм? Делитесь впечатлениями.
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.