За последние несколько десятилетий человечество произвело такое количество изделий из пластмассы, что проблема пластикового загрязнения стала в один ряд с угрозой глобального потепления. Все чаще правительства цивилизованных стран отказываются от этого дешевого и опасного материала. А многие бренды с мировым именем ищут пути более экологичного производства.
В модной индустрии все большую популярность приобретают изделия из натуральных материалов, а также вторсырья. Совершенно инновационный подход к изготовлению предметов гардероба предложила дизайнер и биолог Джен Кин. Материал для своих изделий она отыскала не в природе и не среди бытовых отходов – она создала его сама.
На грани искусства и технологий
Джен Кин – выпускница лондонского колледжа искусств и дизайна им. Святого Мартина, известного экстравагантными изобретениями своих студентов. В рамках магистерской работы она реализовала проект This is Grown («Выращенное»). Его главная идея состоит в том, чтобы продемонстрировать биологический подход к созданию текстильной продукции.
Разочаровавшись в пластике как в основном материале массового производства, она увлеклась идеями безотходности и долговечности изделий. В своих исследованиях Джен объединила креативные решения и научные методы. Таким образом она попыталась ответить на вопрос о том, как наиболее эффективно применить данные технологии при создании гибридных материалов нового поколения. Кроме того, своими разработками ученая намерена совершить революцию в сознании потребителей и тем самым внести свой вклад в защиту окружающей среды.
Ткань из пробирки
Практическая часть проекта подразумевала создание того самого гибридного материала, о котором теоретизировала Джен. При этом она опиралась на биологический метод, основанный на использовании продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Для эксперимента девушка отобрала штамм бактерий вида k. rhaeticus и, организовав лабораторию прямо у себя дома, приступила к процессу выращивания.
Разместив пробирки с органической жидкостью таким способом, чтобы они соответствовали желаемой форме лекала, ей удалось вырастить верхнюю часть обуви, которая в готовом виде напоминает дорогие дизайнерские кроссовки. Любопытно, что данный процесс не предусматривал сшивания, в результате которого остается много отходов.
Стимулируя активность микроорганизмов питательными веществами, Джен также использовала пряжу из натуральных волокон. В результате взаимодействия бактерий с нитью получилось своеобразное микробное плетение. Функцию связующего элемента и закрепителя выполняла целлюлоза, которую k. rhaeticus выработала в ходе эксперимента. Таким образом получился легкий, но прочный материал.
Контроль над природой
По словам исследовательницы, полученная экспериментальным путем биоткань может существенно повлиять на философию производства в будущем. Прежде всего, такой метод позволяет получить неограниченное количество узоров текстильного плетения, чего не может предложить классический способ изготовления при помощи станков. Немаловажным является и то, что бактериологический ресурс, в отличие от многих других, практически неисчерпаем, ведь его можно легко воссоздать.
Однако, как отмечает сама Джен Кин, совершенствуясь в биотехнологиях, мы постепенно переходим от формата сотрудничества с природой к ее тотальному контролю.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание