Муравьи-ацтеки, которые живут внутри деревьев, могут "исцелять" повреждения своих "домов"

Связь муравьев и древесины обычно характеризуется процессами разрушения. Но есть и противоположное явление, когда эти насекомые восстанавливают свои "домики" в деревьях. К такому открытию пришли ученые, исследовавшие муравьев-ацтеков в Панаме.

Случайный эксперимент

Сама инициатива такого исследования возникла случайно. Местный школьник Алекс Висло произвел выстрел из своей рогатки глиняным шариком прямо в дерево. Силы летящего "снаряда" хватило, чтобы оставить сквозную рану. И что самое удивительное, через сутки отверстие было полностью заделано.

Далее Висло с друзьями-студентами организовал целую серию экспериментов, просверливая отверстия в других деревьях вида цекропия, где и обитают муравьи-ацтеки (Azteca alfari). Цель эксперимента заключалась в том, чтобы понять сам процесс такой регенерации, его смысл и технику исполнения.

Как и предполагалось, восстановление происходило почти каждый раз после очередного повреждения. Описания экспериментов были в дальнейшем подготовлены в рамках волонтерской программы для Смитсоновского института в Панаме.

Сотрудники института были удивлены результатами, которые получили студенты. Им удалось наглядно проверить идею о том, что муравьи-ацтеки способны восстанавливать свои древесные дома.

Взаимовыгодные отношения

В симбиотических (взаимовыгодных) отношениях между муравьями и деревьями прежде не было никакой загадки. Известно, что те же представители вида Azteca alfari делают все возможное для защиты дерева от травоядных. Для себя они получают питательные вещества из листьев, а также находят убежища в полых стеблях. Такие места благоприятны для гнездования и развития больших колоний муравьев.

Но в данном случае была обнаружена новая форма такого сотрудничества. Если дереву угрожает опасность разрушения, муравьи направят усилия на починку. Причем эти действия будут предприняты с большим рвением, если под угрозу также попадут яйца с личинками насекомых.

Технология восстановления

Муравьи производят ремонт с помощью материала, который находится внутри древесного стебля. Но бывают и другие способы, а иногда восстановление вовсе не производится, как показали эксперименты.

Было замечено, что закрывались именно повреждения, из-за которых могло нарушаться благополучие самих насекомых. Процесс ремонта дерева мог ставить целью защиту от хищников, разного рода патогенов и других воздействий внешней среды.

Интересным было и другое наблюдение в ходе экспериментов. Обычно "ремонтным работам" предшествовала эвакуация потомства. Но муравьи могли и вовсе не исцелять деревья, что могло быть связано с отсутствием угрозы потомству в местах повреждения.

То есть в первую очередь муравьи-ацтеки руководствовались собственными интересами, но насколько они помогали деревьям? Ученые не считают, что такое восстановление вовсе не приносит пользу дереву. Вокруг раны остаются противомикробные выделения, что может быть важным фактором сотрудничества. Взаимная выгода могла способствовать такому сожительству насекомого и дерева в ходе эволюции.

А что вас больше удивило в этом открытии?