Почему женщины пишут под мужскими псевдонимами? Разрушаем мифы

В мире существует Женская премия в области художественной литературы. Один из ее основателей - некто Бейлис. Он начал кампанию Reclaim Her Name, цель которой - дать возможность женщинам-авторам рассекретить свои имена, так как чаще всего они пишут под мужскими псевдонимами. 25 произведений были переизданы под настоящими фамилиями писательниц, однако подобный феминистский проект вызвал настоящее возмущение. Давайте разбираться почему.

Немного о псевдонимах

Явление это более сложное, нежели попытка скрыть свой пол, так как традиционно к мужчинам-писателям исторически сложилось более лояльное отношение. Для авторов это и обход каких-то гендерных ожиданий читателей, и способ сохранения анонимности, и создание нужного для писателя публичного образа, и некое альтер-эго, и определенное избегание расового происхождения.

Именно поэтому кампания Бейлиса была встречена негативно. Существует миф, что женщины брали мужские псевдонимы для достижения успеха. Например, в этом "обвиняют" сестер Бронте. Это может быть правдой, но лишь отчасти. Давайте рассмотрим пример Джоан Роулинг, автора серии романов о Гарри Поттере.

Самая успешная писательница столетия

Роберт Гэлбрейт - тот псевдоним, который выбрала для себя Дж. К. Роулинг. Для чего она это сделала? Вероятно, чтобы понравиться читателям-юношам. Это однозначно, ведь она писала о подростке по имени Гарри Поттер. Но не только это желание руководило писательницей. Для нее была важна анонимность, а "смена пола" позволяет ее сохранить более тщательно. А еще ей хотелось создать новую идентичность.

Исследование Сэма Херста, изучавшего романы XVIII в., доказывает: если бы у женщин не было шансов стать известными, публикуя свои настоящие имена, не было бы тех писательниц-женщин, которые внесли значительный вклад в развитие литературы. Академик Джеймс Рэйвен утверждает, что треть романов 1785 года, которые якобы написаны дамами, могли иметь и мужское авторство. Женское имя могло означать, что роман написан для особой аудитории. Книга будет интересна именно прекрасной половине человечества.

Джоан Роулинг, вероятно, выбрала мужской псевдоним, чтобы уже этим транслировать, кому будет интересен ее роман.

Самые успешные романистки XVIII века

Не упоминая этих писательниц, нам предстоит вычеркнуть целый пласт литературы - готический роман. Некоторые исследователи так и делают, отрицая преимущество женщин в этой области. Самым успешным романом на рубеже XVIII-XIX вв. были "Удольфские тайны" Анны Радклиф. Произведения писательницы были настолько популярны, что она могла жить на заработки от их продажи. И не она одна. В готическом романе доминировали такие писательницы, как Мэри Робинсон, Шарлотта Смит, Элиза Парсонс и, конечно же, Мэри Шелли.

Фрэнсис Берни добилась успеха в области сатирического романа, при этом также писала под собственным именем. Однако исследователи апеллируют к Мэри Энн Эванс, которая известна как Джордж Эллиот (XIX в.).

Почему писательница превратилась в Джорджа Эллиота

Действительно ли Мэри Энн взяла псевдоним, чтобы ее воспринимали всерьез? Ее биограф Розмари Боденхаймер отрицает данную версию. Для женщины важнее всего была анонимность. В ее биографии был компрометирующий факт: Мэри Энн сбежала из Великобритании в Германию с Джорджем Льюисом, который официально состоял в браке с другой. Писательница не хотела, чтобы ее ассоциировали с падшей женщиной, поэтому "превратилась" в Джорджа Эллиота.

Но ее первый же роман "Адам Бид" имел феноменальный успех, впоследствии тайна автора была раскрыта. Свое последнее произведение ("Миддлмарч") писательница издала под именем Мэри Эванс.

Вернон Ли и создание новой идентичности

Очень часто мужские псевдонимы брали себе квир-писатели, наиболее известной среди которых была Вайолет Пэджет. Ей было важно сохранить интригу, кто же все-таки автор романа - мужчина или женщина. Поэтому она превратилась в Вернона Ли. Те, кто знали ее, утверждают, что даже интеллект у писательницы был мужской. В реальной жизни ее чаще всего называли именно по псевдониму.

К квир-писателям принадлежали также Жорж Санд, Рэдклиф Холл, Колетт и другие. Кстати, в литературе есть уникальный факт, когда две женщины, создавшие союз, объединились под одним именем - Майкл Филд. Кэтрин Брэдли и Эдит Купер вместе написали почти 40 произведений. Чаще всего это были стихотворные драмы: "Трагедия отца", "Анна Руина", "Уильям Руфус" и другие. Тайна Майкла Филда так и осталась бы тайной, если бы не Роберт Браунинг, который был дружен с женщинами.

Природная застенчивость Энн Петри

Молодость - это период, когда многим начинающим авторам присуща застенчивость. Особенно если ты обладаешь другим цветом кожи. Энн Петри - афроамериканка, дебютный роман которой ("Улица") был продан тиражом более 1 млн штук. Ее первый рассказ был опубликован под псевдонимом Арнольд Петри. Застенчивая и закрытая от природы девушка хотела избежать расспросов своих друзей и знакомых, о чем утверждает Джин Джаретт из Нью-Йорка, изучавшая ее биографию.

Хорошо принятые читателями рассказы заставили Энн чувствовать себя довольно комфортно, и свой первый роман она публикует под собственным именем (40-е гг. XX в.). Ее пример вдохновил многих афроамериканских писательниц.

Важность жанра

Исследователи указывают еще на один аспект, который влияет на то, что женщины выбирают мужской псевдоним. Это жанр, в котором работает автор. Так, афроамериканцы, желающие исследовать проблему расизма, создавая "серьезное" произведение, все же предпочитают выбрать и "серьезное" имя. Но, создавая приключенческий роман или мелодраму, женщинам нет смысла скрывать настоящую фамилию, потому что 80 % потребителей такого рода литературы - это представительницы прекрасного пола.

Кстати, часто авторы стали использовать инициалы и фамилию, что вообще затрудняет идентификацию пола. Например, С. К. Тремейн (Шон Томас), С. Дж. Уотсон (Стив Уотсон), Дж. П. Делани (Тони Стронг).

Современные исследователи развенчивают мифы о происхождении мужских псевдонимов и дают советы начинающим авторам. По их мнению, именно нейтральное имя с точки зрения гендерной принадлежности имеет большую привлекательность для читателя. В наши дни порой даже "выгодно" быть дамой для писателя, однако только в легких жанрах и не для дебютного произведения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А для вас важно, кем написано произведение - мужчиной или женщиной?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.