Не приходилось ли вам обращать внимание на то, что святых на иконах никогда не изображали улыбающимися? А ведь это действительно так. Разве они никогда в жизни не улыбались? Или это считалось грехом? На эти вопросы ответил местный священник. Он объяснил, что причина в откровении.
Эмоции выражаются по-другому
Безусловно, улыбка грехом не является. Но это естественная земная эмоция. Тогда как икона призвана сказать нам о сверхъестественном. Она представляет собой образ другой реальности, образ Царствия Небесного. Икона не является портретом, это идеальный образ, и психологизму здесь не место, активная мимика не требуется.
Изображенный на иконе святой не только представляет себя самого, вместе с ним мы как бы предстаем перед Богом. Но это не означает, что все эмоции должны быть изгнаны из иконы. Но выражаются они по-другому - через жесты. Это жесты благославляющие; руки, воздетые к небу в молитве; рука, прижатая к щеке, что говорит об отчаянии. Однако при этом лики беспристрастны, ясны и спокойны.
Большое значение придается взгляду
В иконе большое значение придается глазам. В древних изображениях они крупные, как будто широко раскрытые. К иконе подходит выражение о том, что глаза - зеркало души. Именно в них содержится эмоциональный ключ образа.
Если сравнить несколько икон спасителя, то можно обнаружить, что на одних он внимательный, на других милостивый, на третьих грозный, на четвертых отрешенный. Акцент, который делается на глазах, дает эффект, как будто икона смотрит на вас, а не вы на нее. Однако это именно взгляд, а не эмоция.
Свет дает эмоциональную насыщенность
А также эмоциональную насыщенность иконе дает свет. Например, фрески и иконы, созданные Феофаном Греком, характеризуются как насыщенные энергией, драматические. Это связано с тем, что свет у него очень интенсивный, он словно взрывает материю изнутри.
А вот манеру Андрея Рублева, напротив, описывают как тихую, ясную, спокойную, созерцательную. У него отсутствуют световые эффекты, всполохи, энергичные блики. Свет ровно распределяется по поверхности иконы, он мягко ложится на ткани одежды, озаряя лики внутренним сиянием.
При этом у обоих мастеров выражения ликов лишены внешних эмоций. Улыбающиеся лики не обнаруживаются также и в классической иконописи Византии и Древней Руси. Потому, что это изображения тех, к кому обращены наши молитвы.
Таким образом, никто на иконах не улыбается не в связи с тем, что улыбка рассматривается как грех или с тем, что для Царства Небесного характерно уныние. Данный факт - отражение того, что икона является откровением не только о Боге, но также и о человеке. А природа человеческая раскрывается в святых гораздо глубже, чем она воспринимается в обыденном мире.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание