Можно ли христианам медитировать: что на этот вопрос отвечают священнослужители

Безусловно, управлять своими мыслями и эмоциями бывает очень сложно. Недаром восточные мудрецы сравнивают человеческий ум с различными животными. Например, с «диким быком», «бешеной обезьяной» или «неуправляемым слоном». Однако обуздать и усмирить свой ум, а именно по мере необходимости избавляться от навязчивых и неприятных мыслей, «разгружать» свой мозг и укреплять нервную систему человеку под силу и сделать это возможно посредством медитации. Более того, выполнение этих довольно несложных упражнений, судя по отзывам, положительно сказывается не только на духовном, но и на физическом состоянии человека. Как бы там ни было, многих верующих интересует, можно ли в христианстве практиковать эти восточные упражнения и не навредят ли они душе? На эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Что нужно знать?

Как утверждают специалисты, исследующие восточные духовные техники, сам термин имеет латинское происхождение. Нужно отметить также наличие терминологической путаницы. Дело в том, что в индуистских текстах используется слово «дхьяна», и «чань» в буддистских. Также и христианские молитвы, а именно некоторые их виды, называют «медитацией». Однако духовные отцы рекомендуют не отождествлять суть и наименование, которые принципиально отличаются. Например, в христианстве цель данной техники заключается в сосредоточении ради общения с личностным Богом и его созерцания. В восточных же религиях наличие личностного Бога не предполагается.

Немного истории

Первыми источниками, в которых упоминались медитации, стали священные тексты индуизма, традиционной религии в Индии. Со временем данную представленную в Ведах практику позаимствовал буддизм.

Следует отметить, что Божественное, с которым в данных религиях соединяется человек во время медитирования, а значит, и цель данной практики, несколько отличается. Дело в том, что в данных религиях отсутствует идея о личностном Боге, с которым можно вести диалог. Этим индуизм и буддизм отличаются от христианства. Главный тезис буддизма заключается в том, что бытие - это страдание и избавиться от него можно, обретя небытие, а именно нирвану. Таким образом, в ходе медитации личность, ощутив состояние нирваны, растворяется в Божественном и избавляется от страданий. В целом в этих религиях, кроме самого медитирующего, не предусмотрен какой-либо другой субъект. Кроме того, в ходе данной практики размываются личностные границы самого медитирующего.

О противопоставлении медитирования и молитвы

Специалисты убеждены, что противопоставлять их не нужно. Дело в том, что во время молитвы человек глубоко сосредотачивается на словах, что является одной из форм медитирования. В целом во время медитирования в зависимости от техники человек пребывает в определенной позе. При этом его внимание концентрируется на каком-либо наружном или внутреннем объекте. Например, дыхании, мысли, сердцебиении. Во время молитвы мысли также полностью подавляются. По этой причине молиться нужно в полной тишине.

Что думает о медитации священник Федор Косолапов?

Ввиду того, что любая религиозная практика, а медитирование таковой и является, преследует цель – установить связь с Божественным, то эти техники, как считает отец церкви, нужно рассматривать в контексте той религии, из которых они возникли. Священник убежден в том, что «заглянуть в глубь себя», решать какие-либо проблемы со здоровьем или психикой путем медитирования христианину нежелательно. Конечно, не стоит исключать определенные физические и душевные улучшения, но такой результат сомнительный, и рассматривать его нужно как побочный эффект. Примечательно, что существенные улучшения телесного здоровья дает молитва. Однако она является прежде всего именно средством для общения с Всевышним. По этой причине молиться исключительно ради выздоровления – это, как убежден Федор Косолапов, настоящее язычество. Не нужно забывать, что источниками для молитвы и техники медитирования послужили разные религии, с принципиально отличающимися представлениями о Божественном. Таким образом, цели у них диаметрально противоположные.

Мнение Папы Римского

Темы медитации коснулся и Папа Франциск. По словам Папы Римского, медитировать – это стремиться к синтезу, обрести и принять Откровение, а далее, вобрав в себя, сделать его своим. Именно это и является целью данной очень популярной в последние годы практики. Папа Франциск обратил внимание также на то, что она встречается практически во всех религиях мира. Более того, медитацией нередко увлекаются даже атеисты. Объяснить такое явление можно тем, что каждый человек размышляет, старается найти себя, а медитирование используется в качестве очень действенного средства, позволяющего преодолеть повседневный стресс и ощущение опустошенности. Понятие «медитация» имеет немало различных значений и методов. В одних духовных практиках вовлечены эмоции и чувства, в других акцентируется интеллектуальное измерение личности. Безусловно, все эти методы значимы и достойны внимания, так как всецело помогают человеку приобрести духовный опыт. Папа Франциск обратил внимание на то, что медитация является всего лишь дорогой, а не конечным пунктом. Любителям медитировать не стоит останавливаться на своем пути и обожествлять этот метод, воспринимая его как главную цель. По словам Папы, на данной дороге человек полностью ведется Святым Духом, который и приближает нашу встречу с Христом. В целом к подобным духовным упражнениям Папа относится положительно. Однако, по его словам, следует учитывать специфику медитирования. Дело в том, что этот процесс в христианском контексте сравним с молитвой, которая идет только через Христа.

Молясь, крещеный человек не проникает в глубь себя в поисках своего собственного «я», что характерно для медитации. Главная цель заключается в том, чтобы встретиться с Богом. Во время молитвы в результате размышления над словами Священного Писания достигается внутренний покой, ясность и много других побочных эффектов, которые духовные отцы рассматривают как состояние благости от единения с Творцом.

Что думает о медитации священник Петр Боев?

Служитель церкви убежден в том, что медитации, которые сегодня пользуются очень большой популярностью, практически не отличаются от затворничества. В качестве примера Петр Боев приводит немало святых, который намеренно вели затворнический образ жизни и в молитвенном созерцании проводили несколько десятилетий. Священник не приветствует данную пришедшую с Востока практику и убежден в том, что все новое и красивое является позабытым старым, которое сегодня подвергается тотальной критике и даже уничтожению.

Как относится к медитированию Дмитрий Нефедьев?

Священнослужитель не спешит осуждать людей, практикующих восточные духовные практики. Более того, он рекомендует в первую очередь узнать, с какой целью человек этим занимается и как в целом понимает данные техники. Например, для некоторых медитирование – это отличное средство, чтобы избавить от плохих мыслей свой ум, а для других – способ приобрести внутреннее спокойствие, необходимое для решения различных жизненных задач.

В заключение

Безусловно, само явление медитации вовсе не чуждо христианской традиции. Как бы там ни было, сегодня эти техники в религии находятся под табу, ввиду того, что данный путь без опытного духовника-руководителя может быть опасным для человека.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы относитесь к медитации?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.