Диктанты - сводки с фронта, сажа вместо чернил: как проходили школьные занятия во время Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны советские школы не прекратили свою работу. Напротив, увеличилось количество смен, а система образования в целом получила толчок для бурного развития. В эти годы были введены инновации, существующие по сей день. А вот обычные школьные будни были не очень простым испытанием как для детей, так и для учителей.

Когда родные ушли на фронт

Большинство выпускников после того, как началась война, были вынуждены распрощаться со своими планами и мечтами на будущее образование и получение профессии. Многие из них ушли на фронт сразу после выпускного бала, а остальные остались работать в тылу, но получать дальнейшее образование тоже больше не имели возможности. Однако руководство страны прекрасно понимало, что ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы из-за войны были закрыты школы. Более того, количество школ было даже увеличено, а педагогам пришлось приспосабливаться к условиям преподавания в военное время.

Школьные здания - под другие нужды

Здания многих городских школ были отданы для других учреждений, чаще всего в них обустраивали госпитали. Учителям приходилось выдумывать различные способы, чтобы этот факт не повлиял не только на качество получаемого детьми образования, но и никаким образом не смог прекратить этот процесс. Все школы работали в усиленном режиме: по 3-4 смены, а кое-где даже по 7 смен. Чаще всего смены длились с 7 утра до 24 часов ночи. При этом перемены продолжались всего 5 минут, а перерыв между сменами составлял 15-20 минут.

На уроках падали в обморок

В одном классе в городских школах занимались по 30-40 учеников, мест часто не хватало, ютились за одной партой по 3-4 человека. Хотя учителя старались проветривать помещения классов, учитывая, какими короткими были перерывы между сменами и перемены, это удавалось не всегда. В классах стоял спертый воздух и духота, к концу смен, поздно вечером, нередко случалось, что кто-то из учеников, а иногда и сам учитель, падали в обморок. Но уроки никто не пропускал, все дети понимали, как важно учиться, и что учеба - это вклад в приближение победы. Если школьных зданий не хватало, то учителя в маленьких городках и селах организовывали классы в своих квартирах или в домах учеников, где собирались по несколько человек.

Не все ходили на занятия

Учебный план был пересмотрен во всех уголках страны и скорректирован в соответствии со сложившейся ситуацией. Перед школой стояла нелегкая задача - вовлечь в учебный процесс всех детишек. Это было очень непросто, ведь многие дети не могли идти в школы, потому что лишались кормильцев в семье и были вынуждены идти на работу, чтобы обеспечить семью хоть какими-то деньгами или продуктами питания. Некоторые малыши не могли посещать школу, потому что у них не было одежды. В этом случае многие учителя организовывали продажу по символической цене старых вещей, чтобы дети могли купить теплую одежду и имели возможность посещать занятия.

Школьные дисциплины

Одно из самых важных мест в образовании занимало воспитание патриотизма. В начале каждого урока учитель в течение 5 минут рассказывал о вестях с фронта, о подвигах советских воинов и партизан. А в качестве диктантов учителя зачитывали сводки с фронта или заметки о подвигах солдат. Были введены новые уроки: допризывной подготовки и начальной военной подготовки. Многие учителя были вынуждены уйти на фронт, однако на их место взяли учителей физической культуры и военного дела. Это было необходимо, ведь шла война, а подрастающее поколение должно было быть готовым к защите страны. Естественнонаучные дисциплины имели теперь практическую направленность. Во многих городских школах по мере возможности создавались учебно-производственные мастерские. Труд был неотъемлемой частью образовательного процесса.

Ученик должен быть трудолюбивым

Огромное значение придавалось трудовой деятельности, особенно в сельской местности. Там ученики вне зависимости от возраста вместе со своими учителями непременно принимали участие во всех сельскохозяйственных работах в течение всего года. Даже пятилетние малыши окучивали картошку, вырывали сорняки, пололи и собирали урожай. Это был очень тяжелый физический труд, все уставали, но продолжали трудиться. А сенокос был настоящим праздником, куда все приходили в нарядных одеждах и платьях, девушки надевали красивые цветные платки.

В городах ученики школ также старались во всем помогать взрослым. Чаще всего они приходили в госпитали, где ухаживали за больными и ранеными, работали на кухне, готовя еду для пациентов, писали письма родным или выступали с концертными номерами, что тоже было очень важным занятием, ведь повышало силу духа раненных бойцов.

Питание в школах

Питание было больной темой не только для школ страны, но и для всего Советского Союза. На каждого ученика полагались чай, 10 гр сахара и 50 гр хлеба. Этого, конечно, было мало. Для учеников с ослабленным здоровьем были предусмотрены дополнительные пайки, которые состояли из двух блюд на обед и 100 гр хлеба. Это можно было получить по специальной карточке.

Во время войны не прекращали работу и детские лагеря. Вожатые вспоминают, что и там еды было крайне мало, все дети очень хотели кушать. Чтобы отвлечь их от мыслей о еде, педагогический состав постоянно придумывал им различные творческие и веселые занятия.

Учебники и канцелярские принадлежности

С учебниками и тетрадками обстановка так же была крайне напряженной. Новых учебников практически не было, старых едва хватало. Один учебник получали сразу несколько учеников, живущих неподалеку друг от друга. Иногда все дети с одной улицы приходили в дом к тому, у кого был учебник, и вместе готовили домашнюю работу. Было тяжело, но эти трудности и сближали ребят, и настраивали их на учебу и серьезный лад.

Точно так же, как учебников, не хватало и тетрадей. В городах выдавали по 3-5 тетрадей на год на одного ученика. Дети вручную разлиновывали их, чтобы было больше места для письма. В селах все обстояло еще печальнее - там детям выдавали по одной тетради, а иногда и вовсе такой возможности не было. В таком случае брали старые газеты и писали на желтых листах между строк. Кто-то разрезал газетные листы на части и сшивал их, получалась импровизированная тетрадка.

Не хватало чернил, их делали из сажи, разбавляя с молоком или водой. Перья тоже были самодельными - из дощечки с гусиным перышком. В городах ситуация была немного лучше - там ученики получали по одному перу и карандашу. Но на весь учебный год этого все равно не хватало.

Несмотря на тяжелое время, внимание отводилось и культурно-массовой работе в школах. Ученики с учителями готовили концертные номера и выступления, с которыми ездили в госпитали. Не отменяли новогодние праздники. Елки проходили только при свете дня. Но для этих праздников даже выделялись небольшие подарки - печенье, конфеты, сахар.

Нововведения военных лет

Годы войны были тяжелым испытанием для всей страны и толчком для введения новшеств в образовательный процесс, многие из которых прижились в нашей системе образования и существуют по сей день. К примеру, именно в военные годы были введены награждения самых лучших учеников золотым и серебряными медалями после окончания школы. Были организованы обязательные экзамены после начальной и основной средней школы. В военные годы было введено обязательное семилетнее образование для всех детей, достигших 7 лет. А еще именно в годы Великой Отечественной войны в школах возникла пятибалльная система оценивания.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Что вы думаете о школьном образовании в военные годы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.