Микс из пшеницы, оленины и кукурузы: ученые исследовали древние горшки и узнали, что ели наши предки

Группа исследователей, возглавляемая учеными из Калифорнийского университета в Беркли, опубликовала в журнале Scientific Reports новую работу, в которой представлены результаты анализа микроскопических остатков пищи на неглазурованной керамике. Он не только позволил установить состав последнего содержимого сосудов, но и дал возможность выяснить, что приготовлялось в древних горшках на протяжении всего срока их службы.

Ученые и повара совместно исследуют рецепты древности

В течение года команда из семи поваров под руководством археолога Мелани Миллер и антрополога Кристин Хасторф занималась приготовлением различных блюд из оленины и цельной или измельченной кукурузы и пшеницы в различных сочетаниях. Всего использовалось шесть рецептов, по которым каждый из поваров приготовил за год 50 экспериментальных блюд.

«При выборе ингредиентов мы ориентировались на распространенность данных продуктов в различных регионах в древности, – отмечает Хасторф. – Кроме того, мы учитывали, насколько легко будет различить химические вещества в составе этих продуктов при анализе, и каковы особенности химического взаимодействия керамики с ними».

Для варки использовалась керамика La Chamba из черной глины, изготовлением которой индейское население Колумбии занимается с доколумбовой эпохи. Кукурузная и пшеничная мука приготовлялась из цельного зерна, размолотого ручным способом так же, как это делалось на древней кухне.

Липидные остатки расскажут о содержимом сосуда

Использованные исследователями сосуды были протестированы в Центре биогеохимии стабильных изотопов университета в Беркли и в лаборатории Бристольского университета (Великобритания). Каждый восьмой образец намеренно обугливался, чтобы воссоздать тот тип остатков, который археологи часто встречают при обнаружении древней посуды, в которой подгорела пища. Для мытья и чистки горшков использовалась чистая вода и яблоневые ветки.

Следы пищи, оставшиеся на поверхности сосудов после мытья, были подвергнуты химическому анализу на остатки жирных кислот, содержащиеся в обугленных частицах или абсорбированные неглазурованной керамической поверхностью.

Археологов интересовало, отражает ли состав этих остатков только последнюю комбинацию продуктов или же содержит следы веществ, прочно связавшихся с керамикой во время предыдущей эксплуатации сосуда. Исследователи наблюдали за тем, как поверхность горшков реагирует на химические свойства различных комбинаций продуктов.

От истории горшка – к истории людей

Анализ показал, что химические следы, оставленные последней варкой, действительно отличаются от тех, что образовались на поверхности горшка ранее. Следовательно, историю использования керамического сосуда можно реконструировать.

Так, мельчайшие обугленные частицы, сохраняющиеся на дне, относятся к последнему приготовлению еды. Остатки предыдущих блюд обнаруживаются в органической патине, покрывающей стенки сосуда изнутри, а также в липидных остатках, которые были абсорбированы керамикой.

Как отмечает Мелани Миллер, история использования керамической посуды, запечатленная в следах на внутренней поверхности, может многое рассказать не только о кулинарных вкусах наших предков. Она предоставляет ученым новый инструмент для исследования производства и распределения продуктов питания в древности.

Изучение изменений в рационе и рецептуре блюд способно пролить свет на многие аспекты жизни в том или ином регионе, например, на социальные перемены или изменение климатических условий. Тем самым оно поспособствует лучшему пониманию жизни общества в далеком прошлом.

Вы хотели бы попробовать блюда, которые готовились тысячи лет назад?