Что связывало Пушкина с масонами. И почему поэт носил при себе золотой наперсток

Биографы и современники Александра Сергеевича Пушкин однозначно констатируют, что он был масоном. И в качестве подтверждения принадлежности к тайному обществу отрастил длинный ноготь. Поэт прикрывал его золотым наперстком, или футлярчиком, тем самым уберегая его от повреждений.

Немного о масонах

Масоны — члены тайных обществ свободных каменщиков, которые берут свое начало с XVII века. Основанные на общих морально-этических и религиозных (христианских) принципах, они в среде своих членов (братствах) культивировали своеобразные манеры поведения, правила и ритуалы.

Одной из таких была традиция отращивать длинный ноготь на мизинце. Таким образом посвященным демонстрировалась принадлежность персонажа к масонам (к конкретному тайному обществу).

И до настоящего времени, как свидетельствуют светские хроники, на «закрытых» приемах крупных корпораций, государственных структур и посольств появляются респектабельные мужчины, фаланга мизинца у которых помещена в небольшой золотой футляр. Его основная задача — защищать длинный ноготь от повреждений.

Пушкин — вольный каменщик

Подумывать о масонстве будующий великий русский поэт начал в 1818 году. Тогда А.С. Пушкин попросил принять его в тайное братство «Три добродетели», в чем ему было отказано.

Стал полноправным масоном Александр Сергеевич 4 мая 1821 года. В этот день его приняли в кишиневское братство вольных каменщиков «Овидий № 25». В то время Пушкин увлекался творчеством этого древнеримского поэта, в произведениях часто сравнивал себя с ним, и именно он стал инициатором такого названия тайной организации.

Официально масоном он был недолго, ложа «Овидий» просуществовала до декабря 1821 года. Ее закрыли по требованию властей, опасавшихся вольнодумных мыслей ее членов. А вообще, деятельность всех тайных масонских обществ на территории Российской империи была запрещена с 1 августа 1822 года согласно распоряжению императора Александра I.

Интересный факт — не заполненные амбарные книги «Овидия» в кожаном переплете члены ложи подарили Пушкину. Именно в них, известных сейчас как «масонские» тетради, поэт в Кишиневе начал писать «Евгения Онегина» и другие известные произведения.

Исследователи жизни и творчества Александра Сергеевича указывают на то, что он, как член тайного братства масонов, следуя традиции, некоторое время носил длинный ноготь на мизинце, закрывая его золотым наперстком или футлярчиком.

Стоит отметить — во времена Пушкина длинные ногти являлись данью моде, считались отличительным знаком аристократов. А поэт, будучи личностью совершенно неординарной, любящий шокировать общество необычными выходками, не смог пройти и мимо модного тренда. И обзавелся длинным ногтем как способом выделиться.

Длинный ноготь был и сугубо практичным атрибутом. В XVIII веке многие аристократы использовали длинный ноготь на мизинце левой руки в качестве замены канцелярскому ножу. Им вскрывали письма.

Жертва масонов

Некоторые биографы А. С. Пушкина полагают, что масоны приложили руку к гибели поэта. В его отношениях с тайными обществами не все было гладко. У него были серьезные разногласия с декабристами, большинство из которых были членами масонских лож.

Для «братьев» со временем стало ясно, что Пушкин не контролируется, обуздать его было невозможно. Он стал неудобной для братства фигурой, открыто высмеивал их обычаи и традиции. И они «подвели» поэта к гибельной для него дуэли с Дантесом.

Прощение заблудшего "брата"

На похоронах поэта князь П. А. Вяземский, его близкий друг и член польского ордена свободных каменщиков, положил в гроб Пушкина белую масонскую перчатку, вторую оставив себе. Тем самым он исполнил ритуальный жест прощания с «братом». Перчатка также стала символом того, что «братья» поэта простили.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А. С. Пушкин стал жертвой масонских интриг? Не кажется ли вам, что в этой теории есть рациональное зерно?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.