Русский, изменивший Голливуд: что мы знаем о Михаиле Чехове

Михаил Чехов - племянник Антона Павловича - был создателем целой эпохи и оставил свой след в мировом театре прошлого столетия. Его литературное и педагогическое наследие по сей день продолжает питать сценическое искусство.

Он был любимым учеником Станиславского. О сотрудничестве с этим блистательным актером-эксцентриком мечтал друг Вахтангова - Всеволод Мейерхольд. Свой сценический путь она начал в родном Санкт-Петербурге, позднее стал ведущим актером Первой студии МХТ. В 1928 году Михаил Александрович эмигрировал и продолжил творческий путь в Германии, Литве, Франции, Великобритании, Латвии и США.

Последний период жизни был тесно связан с Голливудом, где он играл и давал уроки многим известным актерам "фабрики грез".

Германия и Париж

Михаил был сыном старшего брата Антона Павловича - Александра Чехова. Он родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. В 1907-м племянник поэта поступил в театральную школу им. А. Суворина, а после окончания был принят в труппу при театре. Через год, получив приглашение от Станиславского, перешел в МХТ.

Самой знаменитой ролью Михаила Чехова стал Хлестаков в "Ревизоре". После премьеры в "Вестнике театра" появилась вот такая рецензия:

Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история «Ревизора» на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь.

В 1928 Михаил Александрович посещает Германию, где участвует в 3 постановках. Местная публика была очарована его талантом. Уже в следующем году он начинает сниматься в зарубежном кино и пробует свои силы в режиссерстве.

В 1930-м Чехов приезжает в Париж, чтобы ставить театральные постановки. Вскоре он почувствовал разочарование, о котором написал:

Я не люблю вспоминать парижский период моей жизни. Весь он представляется мне теперь беспорядочным, торопливым, анекдотическим. Увлеченный ролью «идеалиста», я с первого же дня хотел видеть последние достижения и несся вперед, спотыкаясь о препятствия конкретной действительности.

В 1932 году Михаил Александрович отправляется в Латвию.

История одного предательства

Для русской Риги приезд Чехова стал большим событием. О его творческой и частной жизни постоянно писали в газетах "Сегодня" и "Сегодня вечером".

В первый год работы он поставил 5 спектаклей: два из них - в Русской драме, остальные - в Латвийском национальном театре. В 1933 году нагрузка увеличивается, и Михаилу Александровичу приходится несколько раз в неделю ездить из Риги в Каунас (город в Литве), чтобы работать в Государственном театре, который возглавлял его коллега по МХАТу и друг Андрей Жилинский. В это же время Чехов умудрялся еще работать с молодыми актерами.

Увы, но именно один из них поставит точку в рижской карьере своего преподавателя. В Национальном театре Михаил Александрович решает поставить "Смерть Грозного" и своим партнером выбирает Яниса Шабертса, который ранее всегда играл третьестепенные роли. Труппа и директор были против такого решения, но Чехов считал, что артиста ущемляют, не давая раскрыться таланту.

Уже скоро Шабертс "зазвездил" и стал называть себя лучшим актером Латвии. Из воспоминаний Михаила Александровича:

Он расцветал пышным цветом, рассказывал несмешные анекдоты и сам хохотал высоким, скрипучим голосом, хлопал по плечам людей, прежде недоступных ему по положению, появлялся там, где его не ждали, вмешивался в разговоры, много хохотал, пил, ел. В школе, восстанавливая молодежь против меня, он играл на шовинистических чувствах. Себе же лично он готовил что-то вроде «политической карьеры». Он быстро шел вперед, анекдотиком и вовремя поднесенной рюмочкой закрепляя пройденный путь.

Из-за большой нагрузки здоровье маэстро подкосилось. После перенесенного сердечного приступа он на месяц слег в больницу, а после выписки его жизнь резко изменилась.

Переворот Улманиса

Из-за проблем со здоровьем он не мог ездить в Литву и играть на сцене. Только иногда посещал свою школу молодых актеров. Однажды ночью, возвращаясь домой, Чехов заметил, что улицы странно тихи и пусты:

И мне показалось: странная, напряженная атмосфера окружает меня, вызывая какие-то далекие, неясные воспоминания. Знакомое чувство беспокойства охватило меня. Я силился вспомнить, не мог, и это увеличивало безотчетную тоску. Вдруг мимо меня промчался грузовик. В нем плотно, плечом к плечу, стояли в молчании люди. Другой, третий грузовик. Снова все стихло. Наутро стало известно: в Латвии совершился бескровный переворот. Но переворот был в пользу фашистов. Воцарился Ульманис, и началась жестокая травля иностранцев.

Шабертс вдруг оказался могущественным человеком. В газетах, скрывая свое имя под псевдонимами, он требовал немедленно выдворить из "обновленной" страны своего преподавателя. Чехов решает уехать в деревню, чтобы поправить здоровье. Вот как он описывал те беспокойные дни:

Ш. был назначен директором школы и уже подкапывается под директора Государственного театра! Русская драма в опасности. Актеров сгоняют на площади для репетиций национальных шествий, парадов и живых картин. Ученикам школы приказано разучивать фашистские пьесы. Я давно уехал бы из Латвии, если бы не состояние моего здоровья.

В это мрачное время Михаил Александрович получает приглашение совершить поездку по США с "Ревизором". На семейном совете было решено сначала поправить здоровье в Италии, а потом отправиться в Париж.

"Система Чехова" и ее отличие от "Системы Станиславского"

Как было сказано ранее собственную театральную студию Чехов открыл в 1932 году, находясь в Риге. Мастер-классы, стратегии и технику обучения он изложил в своей книге "О технике актера", которую написал на английском. На русский язык она была переведена только после войны.

Свое творение он называл "подглядом" за техниками актеров, встречавшихся на его жизненном пути и на сцене по всему миру. За годы творческой деятельности Михаилу Александровичу удалось отфильтровать разные техники в одну систематизированную актерскую школу. Долгое время он занимался упрощением собранного материала, а потом применял его на учениках и актерах.

Чем отличалась его система от той, что предлагал его учитель Константин Сергеевич? По Станиславскому актер должен создавать образ героя маленькими этапами. Осваивать их медленно и постепенно "обживая обстоятельства". А Чехов предлагал актеру изначально работать с образом, совершенствуя его.

Знакомство с Голливудом

В Америку Михаил Александрович переехал в 1939 году. Здесь он поставил три спектакля и приступил к подготовке труппы артистов для последующих постановок на Бродвее. В 1945 году за картину "Зачарованный" Чехова номинировали на "Оскар" и премию "Голубая лента".

После знакомства с Голливудом маэстро написал:

О, какой это не художественный, жестокий и бездарный мирок!

Тем не менее именно в Америке он добился признания и, конечно же, высоких гонораров. Михаил Александрович был первым, кто представил систему Станиславского, которая в 1945-1955 гг. пользовалась в США большой популярностью.

В его студии занимались самые известные артисты "фабрики грез": Грегори Пэк, Ингрид Бергман, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер и Мэрилин Монро. Система Чехова оказала значительное влияние на западную технику актерского мастерства.

Говорят, что именно с помощью Михаила Александровича раскрылся талант Нормы Джин. Коллеги Мэрилин Монро ставили под сомнение ее профпригодность, а с помощью системы Чехова она смогла построить карьеру.

Однако, несмотря на успех за границей, в эмиграции Чехов так и не нашел своего места и до конца своих дней провел в тоске по Родине, чувствуя себя чужим в Америке.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знали о таланте племянника Чехова Михаила Александровича?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.