Впереди всей планеты: почему китайцы так хороши в математике (усердная учеба — не единственная причина)

Согласно статистике и результатам различных социологических исследований, лучше всего в мире математику знают китайцы. К примеру, в рейтинге PISA (программа международной оценки успеваемости учащихся) за 2018 год Китай находился на первом месте. Россия, для примера, в PISA в том же году находилась только на 30-м.

О том же, о чем и рейтинг успеваемости, говорят и результаты международных соревнований. К примеру, на Международной математической олимпиаде 2019 года, как и следовало ожидать, первое место заняла команда из Китая.

Таким образом, Китай в математике на данный момент является лидирующей страной. Но если обычного человека спросить, знает ли он какого-либо великого математика из Китая, он, скорее всего, ответить затруднится. Причины такого несоответствия, по мнению многих социологов, кроются в самих многовековых традициях и культуре Китая.

Китайские числа

Изучая китайский математический феномен, некоторые исследователи-социологи предположили, что школьникам Поднебесной просто проще запоминать числа, чем учащимся в других государствах. Китайская математическая система, а также сами числа на самом деле более удобны для изучения и запоминания, чем западные.

Это подтверждают многие европейцы, получившие среднее образование в Китае. По утверждениям таких людей, даже уехав из Поднебесной, по прошествии многих лет делая какие-то расчеты в уме, они используют исключительно китайские числа и методики. Считать так, по их мнению, намного удобнее и легче.

Но другие исследователи указывают на недостатки подобного объяснения успехов китайских школьников. Было замечено, что, к примеру, в Сингапуре, где обучение во многих школах идет на английском языке по западным методикам, школьники знают математику практически так же хорошо, как и в Китае. В любом случае успехи по этому предмету они делают более заметные, чем дети европейских стран. А это значит, что объяснять успехи китайских учеников только особенностями китайской числовой культуры нельзя.

Может быть, дело в трудолюбии?

Основой экономики китайской цивилизации, как известно, тысячелетиями было сельское хозяйство. На протяжении веков жители Поднебесной занимались очень тяжелым делом, требующим огромных трудозатрат, — выращиванием риса. Благодаря этому в Китае сложилась культура трудовой этики, совершенно не похожая на европейскую. Унаследовав определенные трудовые традиции от предков, китайцы и в наши дни следуют им в повседневной жизни.

Касается это, конечно, и учебы. Некоторые социологи считают, что успехи китайских школьников в математике объясняются именно их природным и традиционным трудолюбием.

Однако и это объяснение китайского математического феномена имеет свои недостатки. Ведь в современном мире в Китае многие общества не являются аграрными. Как известно из истории, при смене условий труда в обществе практически моментально меняется и трудовая этика.

К тому же Китай — далеко не единственное государство, экономика которого долгое время базировалась на сельском хозяйстве. То же самое можно сказать, к примеру, и о Египте. И тем не менее египетские школьники не делают таких выдающихся успехов в математике, как китайские.

Конфуцианство, традиции и математика

Объяснение китайского математического феномена особенностями национальной числовой системы и трудолюбием жителей Поднебесной звучит, конечно интересно. Но большинство исследователей этого феномена все же придерживаются другой точки зрения и другого объяснения.

По мнению большинства социологов, основой успехов китайцев в математике стала сама древняя идеология этой страны — конфуцианство. Как известно, в этой философской системе основной упор сделан на обучение и образование. Вот какой должна быть высшая идеальная личность, по мнению Конфуция:

Высший человек не ищет удовлетворения своего аппетита или комфорта в своем жилище. Он усердно выполняет свои обязанности и осторожен в своей речи. Он общается с людьми, придерживающимися моральных принципов, и тем самым реализует себя. Можно сказать, что такой человек любит учиться.

Реакция родителей на лень ребенка

В качестве примера различий западной и китайской культуры обучения можно привести стереотипные ответы родителей на жалобу учителя о том, что у ребенка проблемы с математикой. Западный родитель с большой долей вероятности в этом случае скажет или, по крайней мере, подумает: «Я сам не был силен в математике в школе. Зато мой ребенок делает успехи в географии, русском, музыке и прочее». Для китайского родителя такая жалоба учителя будет означать только одно — его ребенок лентяй, поэтому нужно принимать меры.

Почему нет известных китайских математиков

Человеку, которого попросили бы назвать фамилии известных математиков, в первую очередь в голову пришли бы Ньютон, Эйнштейн, Евклид, Пифагор и пр. Однако вспомнить какого-нибудь знаменитого китайского математика человеку будет очень проблематично.

То есть при общем отличном знании математики у населения в Китае практически нет людей, которые добились бы в этой области чего-то из ряда вон выходящего. Объясняется это несоответствие, по мнению многих исследователей, именно традициями, берущими свое начало в конфуцианстве.

Постулат о том, что обучение необходимо для гармоничного развития личности, в данном случае играет с китайцами злую шутку. Стремясь выглядеть в глазах родителей и общества трудолюбивыми, умными и послушными, китайские школьники придают большее значение не самому процессу изучения математики, а полученным на уроках и экзаменах оценкам.

Для западного подростка математика может быть не только обязательным предметом в школе, который нужно хорошо знать, но и увлекательным хобби, которым он занимается в свое свободное личное время. Конечно, такое возможно и в Китае. Но происходит это в Поднебесной гораздо реже, чем а западных странах.

Инструментальная ценность математики

Математика для китайских школьников, воспитанных в среде, сформированной конфуцианством, как и многие другие школьные предметы, зачастую попросту не имеет особо внутренней ценности. Ценность науки для китайских школьников является чисто инструментальной. То есть математика является для них не любимым делом, к которому они имеют склонность, а лишь средством достижения каких-то целей, веса в обществе и продвижения по социальной лестнице.

Почему китайцы придают значение экзаменам больше, чем самой математике: немного истории

Из истории известно, что в Древнем Китае во времена династии Тан очень долгое время экзамены были средством беспристрастного отбора чиновников. В отличие от западных стран, советники китайских императоров выбирались не из приближенных лиц. Даже такую должность мог получить абсолютно любой человек, лучше всех сдавший экзамены.

Точно так же в Китае выбирались и чиновники помельче. Их отбирали среди учащихся школ по результатам экзаменов. Хотя королевский и другие экзамены, конечно, не были совсем беспристрастными, благодаря такой практике в Китае управление и власть веками оставались в руках интеллектуальной элиты.

В наше время подобная традиция в китайском обществе сохраняется. Только хорошо окончившие школу ученики, отлично сдавшие экзамены, могут в дальнейшем претендовать на какие-то значимые и важные должности.

Что думают сами китайцы

С выводом социологов о том, что в китайском обществе сегодня главным является не само обучение, а полученные оценки, согласны и сами китайцы. По мнению многих жителей Поднебесной, основным недостатком их страны сегодня является процветающая бюрократия и любовь к бумаготворчеству. Вместо обучения и саморазвития, как учил Конфуций, во главу угла в Китае сегодня, к сожалению, зачастую ставится мнение общества и его оценка.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Считаете ли вы, что изучать школьные предметы нужно для саморазвития, а не ради оценок?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.