Поведение детей с нарушением речи. Что делать родителям?

Как мы обычно прививаем детям правила и нормы поведения? С самого раннего возраста мама объясняет малышу: "Так в нашей семье не делают", "Нельзя бросать бумажки, плохо толкать и драться", подает сигналы "Ая-ая-ай" в нужный момент. И ребенок усваивает нормы и правила поведения. Но как мы все объясняем? Правильно, словами. А дети с нарушением речи не могут усвоить эту информацию, потому что не понимают смысла сказанных слов. Так что же делать, чтобы скорректировать поведение и нужно ли обращать на него внимание?

Почему нужно воспитывать ребенка даже при отсутствии понимания речи

Многие родители думают, что формировать послушание и правильное поведение невозможно, пока ребенок не начал говорить. И они даже правы, ведь как объяснить малышу социальные правила и нормы, если у него полевое поведение и сенсорный поиск. Но если взять самые старые учебники коррекции речевых нарушений, то в них первых пунктом обозначено развитие послушания. И это самый главный момент, необходимый для всего дальнейшего обучения.

Если ребенка довели до речевой и интеллектуальной нормы, но не воспитали

Дети с нарушением речи нуждаются в строгих рамках и грамотном воспитании уже сегодня, здесь и сейчас. И периодически врачи, поведенческие аналитики и дефектологи сталкиваются с тем, что ребенка довели до полной речевой нормы, но так переживали за его состояние, что забывали воспитывать. И теперь он делает то, что хочет и когда хочет. Но родители счастливы, потому что ребенку больше не грозит тяжелый диагноз. Все это заканчивается примерно в 7 лет, когда открывает свои двери школа. И вот тут начинаются проблемы. Ребенок не слушает учителя, задирает одноклассников, ест на уроке. Учителя ругаются, мамы плачут, у ребенка начинаются тики.

Что же произошло? Дети с нарушением речи немного иначе воспринимают действительность, им нужно очень подробно и много раз рассказывать, почему можно это и нельзя то, за что на него обиделись вчера, сегодня и могут обидеться завтра. Если всю эту информацию упустить, то он просто не поймет, почему в школе нельзя забрать тетрадку у товарища, рисовать на доске или сидеть на столе.

Раз мы сформировали говорение, но не отработали понимание, ему теперь в обществе, принародно, нужно объяснять все то, чему обычно учат двухлетних детей. Делать это именно так, как мы это сделали бы, будь перед нами малыш, без криков и осуждений. "Не садись на стол, ты же видишь, здесь все сидят на стульчиках", - и это говорят семилетнему ребенку!

Кто в доме главный? Маму нужно слушаться

Дети с нарушением речи должны очень хорошо понимать, что они в семье не главные. Он должен делать так, как говорит мама. И вся остальная семья поддерживает эту концепцию. Даже если в семье главный папа, он должен дома показать, что тоже слушается маму.

Одной из ключевых задач родителей является формирование у ребенка понимания порядка в семье. Правила помогают детям чувствовать себя защищенными и одновременно понимать, что есть границы, которые не следует пересекать. Это не только укрепляет авторитет родителей, но и способствует развитию социальной адаптации у детей с речевыми нарушениями. Когда домашняя среда ясна и предсказуема, у ребенка есть возможность сосредоточиться на улучшении своих навыков общения.

Почему у родителей не получается воспитывать ребенка

Поведение детей с нарушением речи нарушено не потому, что или мама плохая, или ребенок плохой, или родители не умеют воспитывать. Просто старшие совершенно не знают, как им себя вести с этим малышом, который не понимает человеческую речь.

Родителям стоит обратить внимание на невербальные формы общения — жесты, мимику, изображения. Использование визуальных стимулов поможет деткам лучше понять окружающий мир и повысит их уверенность в себе. Например, простые картинки могут служить подспорьем в объяснении повседневных действий или эмоций. Создание спокойной и поддерживающей атмосферы поможет ребенку чувствовать себя комфортно, что в дальнейшем положительно скажется на его способности воспринимать речь.

Развитие интеллекта ребенка

Развитие ребенка с нарушением речи проходит определенные стадии саботажа. Здесь очень интересный момент: мы усиленно работаем над понимаем речи, но по мере улучшения понимания и развития интеллекта сталкиваемся с сопротивлением, которое постоянно меняется. Например, несколько уроков подряд он может пинать стул. Не помогает, и ребенок придумывает новый способ - он начинает сдувать со стола все предложенные педагогом пособия. Справились - получайте дикий хохот на каждое ваше слово. Прошло два-три занятия, и он начинает молчать, закрывать глаза, игнорируя все ваши попытки наладить коммуникацию.

Эти умные дети постоянно придумывают, как довести маму или логопеда до точки кипения. Как это воспринимать? Стоит порадоваться, ведь ребенок думает, анализирует и прикидывает, как бы ему избавиться от надоедливого занятия. Развитие ребенка с нарушением речи требует креативности, внимательности и наблюдательности от педагога. Но очень важно выстраивать тактику поведения, иначе малыш быстро возьмет на вооружение эти манипуляции.

Ребенок не хочет сидеть на занятии

В такой ситуации важно проявлять терпение и настойчивость, а также находить баланс между твердостью и поддержкой. Во-первых, нужно понять, почему ребенок не хочет сидеть на занятии с логопедом. Возможно, ему трудно с какими-то упражнениями, или он просто устал. Постарайтесь определить причину и обсудите ее с логопедом, чтобы вместе найти подходящие решения.

Во-вторых, создайте позитивную атмосферу вокруг логопедических занятий. Хвалите ребенка за любой, даже самый небольшой прогресс. Наглядный пример, когда вы восторгаетесь его успехами, может помочь ребенку почувствовать важность и необходимость занятий. Важно, чтобы ребенок понял, что вы поддерживаете его, но не одобряете плохое поведение.

Хорошее поведение вознаграждаем, плохое поведение игнорируем (минимум эмоций)

Развитие ребенка с нарушением речи никогда не будет простым. Если дети выполнили задание и убежали - это значит, нужно немного подождать. Если мама не побежала за ребенком, а осталась сидеть с логопедом, то малыш возвращается. Он уже забыл, что устал и убежал, но вспомнил, что мама осталась где-то там. Поэтому пристегивать детей к стульчикам совсем не нужно. Это еще раз к тому, что очень важно правильно реагировать на поведение.

Речь ребенку может дать только мама

Это очень важно понять родителям, когда у них дети с нарушением речи. Особенности развития таковы, что речь ребенку может дать только мама. Не отдельный специалист без мамы. Это очень важно понять родителям, когда у них дети с нарушением речи. Особенности раннего взаимодействия между матерью и ребенком закладывают фундамент для развития всех последующих навыков, включая речевые. Мама, через свою заботу, ласку, разговоры, песни и игры, формирует у малыша понимание языка и способность коммуницировать. Никакой профессионал не в состоянии полноценно заменить этот бесценный контакт.

Специалисты безусловно обладают необходимыми знаниями и методиками для коррекции речевых нарушений, однако без интенсивного участия мамы все усилия могут оказаться недостаточно эффективными. Когда мама активно включена в процесс, она не только закрепляет полученные навыки на занятиях, но и создает оптимальную эмоциональную среду для развития речи. Ребенок ощущает поддержку и внимание, что значительно ускоряет процесс коррекции и способствует более успешным результатам.

Родителям следует понимать, что сотрудничество с логопедом или другим специалистом – это лишь часть пути. Мама должна продолжать заниматься с ребенком дома, следить за выполнением упражнений, поддерживать его старания и радоваться успехам. Это требует большого терпения и времени, но вложенные усилия непременно окупятся. Ведь именно мама, находясь рядом с малышом день за днем, может заметить малейшие изменения и скорректировать их в нужный момент.

Заключение

Таким образом, роль мамы в процессе исправления речевых нарушений нельзя недооценивать. Ее любовь, внимание и постоянное участие создают ту уникальную среду, в которой ребенок может полностью раскрыть свой потенциал. Родители должны осознать, что именно через их ежедневные взаимодействия и совместные занятия ребенок пойдет к своей цели, покоряя все новые и новые вершины. Работа с детьми с нарушением речи долгая, сложная, но очень интересная.

Комментарии